Знаменитый американский дирижёр японского происхождения Кент Нагано выступил накануне с прославленным Баварским государственным оркестром на сцене Концертном зале им. Чайковского. Гастроли старейшего немецкого коллектива проходят в рамках сентябрьского европейского турне по городам Германии, Италии, Бельгии и России
В нашей стране коллектив выступает впервые. Датой рождения Баварского государственного оркестра считается 1523 год. В XVI веке коллектив играл духовную музыку под руководством виднейшего Орландо ди Лассо. Спустя столетие оркестр обращается к опере. Важными датами в истории коллектива стали 1811 год, когда была возрождена Мюнхенская музыкальная академия, а так же 1818 год возрождение нового Мюнхенского оперного театра. Яркие страницы в истории баварцев связаны с деятельностью Ханса фон Бюлова, который осуществил ряд мировых оперных премьер Вагнера: «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Золото Рейна» и «Валькирия». Среди других знаменитых музыкальных руководителей Баварского штаатс оркестра Рихард Штраус, Бруно Вальтер, сэр Георг Шолти, Вольфганг Заваллиш и Зубин Мета, которого в 2006 году сменил Кент Нагано (одновременно он занимает пост художественного руководителя Монреальского симфонического оркестра). Сегодня Кент Нагано принадлежит к числу лучших музыкантов современности. Маэстро регулярно бывает с гастролями в России, памятны его выступления с РНО.
Кент Нагано: «Для меня и Баварского оркестра исторический момент выступить здесь в России перед взыскательной московской публикой, впервые за почти пятивековую историю коллектива. Это что-то необычное и экстраординарное для нас».
В 2009 году Россию посетили два других баварских коллектива: Мюнхенский филармонический оркестр во главе с Кристианом Тилеманом и оркестр Баварского радио вместе с Марисом Янсонсом. Какие качества звучания отличают баварский штаатс-оркестр от вышеперечисленных мюнхенских оркестров? У Кента Нагано есть свои соображения на сей счет.
Кент Нагано: «Я бы сравнил этот оркестр с крупной формой камерного ансамбля. Чувствительность, именно чувствительность, намного выше, чем можно ожидать от оркестра. Сплав эмоций, тонкого взаимоощущения и духовной связи между музыкантами возникает, прежде всего, потому, что они проводят много времени в оперных и балетных спектаклях, играя в оркестровой яме.
Звук, которым обладает Баварский Штаатс оркестр, это не тот звук, который вы можете купить. Если вы потратите миллионы денег на создание лучшего оркестра или ансамбля, вы не добьетесь этого. Настоящий звук возникает только по прошествии времени. Давайте сравним потрясающее вино 2007 года и невероятное вино 1981-го. Во-первых, существует вкус памяти (точнее, сухость памяти), есть аромат перспективы и откровенность содержания. И для меня это истина. И вот таким примером служит мой первый опыт сотрудничества с баварским оркестром, когда я дирижировал «Тристана и Изольду» Вагнера. Эта опера, которая до моего появления в Мюнхене была сыграна огромное количество раз, а прелюдия почти тысяча раз. Но, Баварский оркестр играл эти первые несколько тактов «Тристана» так, что описать это как экстраординарным, по-другому просто невозможно. Вы не можете услышать там ни начала, ни конца. Вот эта бесконечность, вечное продолжение, непрерывное течение музыки я всегда ощущаю в каждом своем концерте, и пытаюсь донести такой эффект до слушателей».
Репертуар баварского оркестра неисчерпаем, он накапливался веками. Оркестр играл мировые премьеры многих сочинений, в настоящее время ставшие популярной классикой. Среди последних значительных работ коллектива - записи опер «Алиса в Стране Чудес» Унсук Чин и «Хованщины» Мусоргского, а также ранней версии Четвертой «Романтической» симфонии Брукнера. Кент Нагано прозорливо констатирует: «Классическая музыка самое чистое проявление гуманизма. Ведь классика принадлежит всем, это достояние всего человечества. Надо разрушать легенду, о том, что она доступна лишь избранным слоям общества».
В московском концерте приняли участие молодое поколение Баварского штаатс-оркестра 2010. Для программы единственного российского выступления Кент Нагано выбрал знаковые сочинения австро-немецкого романтизма: Седьмую симфонию Брукнера и «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. Последнее сочинение присутствует постоянно в репертуаре оркестра с того момента, как оно было написано. Осознание вечной красоты жизни, состояние просветления и светлой печали чувствуются в этой музыке Штрауса, написанной композитором незадолго до окончания войны. Прозрачное звучание струнной группы Баварского оркестра, интеллектуальное мышление Нагано еще больше усиливало этот эффект.
Бесспорным акцентом гастролей баварцев стала Седьмая симфония Антона Брукнера. Симфонии австрийского композитора нечасто звучат в Москве. Между тем Седьмая симфония одна из самых исполняемых у Брукнера. В 2006 году Даниэль Баренбойм с Венским Филармоническим оркестром как раз исполнял это произведение. Но если прочтение брукнеровского шедевра Баренбоймом обрело скорее величественность подобие грандиозной фрески, тщательно прорисованной во всех деталях, то у Кента Нагано Седьмая Брукнера воспринималась как стремительный полет души в бесконечность.
Во время бельгийского выступления в Кафедральном соборе Гента Кент Нагано и баварский оркестр записали эту грандиозную симфонию Брукнера. В числе предстоящих планов оркестра этого сезона премьеры опер «Дитя и волшебство» Равеля, «Карлик» Цемлинского, а также «Святой Франциск Ассизский» Мессиана, премьера которой намечена на традиционном летнем Мюнхенском оперном фестивале в 2011 году
Виктор Александров с концерта Баварского оркестра из КЗЧ, специально для радиостанции «Орфей»