2010 год проходит под знаком России и Франции. Несмотря на обширное количество мероприятий, проходящих в Париже и Москве, региональная программа нисколько не уступает по своей насыщенной событиями культурной тематике. Заметной кульминацией Года Франции в России можно считать XI Международный фестиваль искусств им. А.Д.Сахарова «Русское искусство и мир», который открылся 26 сентября в Нижнем Новгороде.

С именем российского академика тесно связана культурная среда волжского города. Годы ссылки в тогдашнем закрытом Горьком не прошли даром для Андрея Сахарова. Именно в тех местах были написаны важные труды о культуре и искусстве. Не случайно учрежденный в 1992 году художественным руководителем-директором Нижегородской филармонии Ольгой Томиной фестиваль им. Сахарова стал культурным достоянием общественности Приволжского федерального округа.

Ольга Томина: «Сахаровский фестиваль в 1992 году, приняв традиции предшествующих десяти фестивалей «Современная музыка», которые в 1962 году организовал Мстислав Ростропович и наш тогдашний главный дирижер Гусман, поменял масштабы и содержание. Потому что из целенаправленного фестиваля-пропагандиста современной музыки он стал фестивалем искусств и стал международным. Поскольку посвящение было светлому имени Андрея Дмитриевича Сахарова, великого гуманиста и ученого, то мы проповедовали братство и единство искусств всех национальных традиций без географических, исторических и политических границ. «Русское искусство и мир» оказалось очень плодотворной идеей, потому что оно объединило музыкантов, которые, живя в разных странах, связаны с русскими традициями…»

Многожанровость и разноплановая палитра концертных программ за прошедшие годы позволили охватить фестивалю самые разные слои аудитории. С 1999 года Сахаровский фестиваль стал первым российским форумом, принятым  в Европейскую ассоциацию при ЮНЕСКО, объединяющую лучшие фестивали 56-и стран мира. Кремлевский концертный зал при Нижегородской филармонии им. Ростроповича стал главной площадкой выступлений приглашенных артистов. Без Мстислава Ростроповича Фестиваль искусств им. Сахарова был бы немыслим. Нити времени неразрывно связывают культурные пространства России с именем великого российского музыканта.

Ольга Томина: «Ростропович оказал влияние не только на фестиваль, он гений не только музыки – он гений добра. Его жизнь связана с Нижним Новгородом на протяжении, наверное, 50-ти лет, не меньше. Он постоянно приезжал сюда, давал концерты, проводил мастер-классы; он влиял на умы и сердца нижегородцев. Когда он вернулся из эмиграции, один из первых его визитов, это был Нижний Новгород. Именно в те тяжелые годы, когда он был гоним, именно нижний Новгород всегда держал открытыми двери, и он сюда приезжал и работал с нашим оркестром…»

Каждый день нынешнего фестиваля будет насыщенным и не похожим на предыдущий. О том, чего ожидать на фестивале в этом году, о премьерах и специальных событиях форума слушайте в прикрепленной аудиоверсии репортажа Виктора Александрова.

 

Национальный симфонический оркестр города Лилля / фото с официального сайта оркестра www.onlille.com /

 

Всего в программе XI Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова будет задействовано около 400 артистов из пяти стран мира. Особого внимания заслуживает участие сразу трех симфонических коллективов – Академического оркестра Нижегородской филармонии, Национального филармонического оркестра России и Национального симфонического оркестра города Лилля, который вчера и открыл нижегородский смотр. Французские музыканты и маэстро Жан-Клода Казадезюс прибыли в Нижний Новгород из Москвы, где накануне выступили в Концертном зале им. Чайковского.

Национальный оркестр города Лилля был основан в 1976 году по инициативе региональных властей департамента Нор/Па-де-Кале и дирижера Жана-Клода Казадезюса, который направил русло деятельности музыкантов на освоение широкого классического репертуара, в том числе современной музыки. Приверженец академических традиций своих предшественников Пьера Булеза и Пьера Дерво, Жан-Клода Казадезюс, дирижируя многочисленными французскими оркестрами, испытывает особую привилегию к лилльскому коллективу.

Жан-Клода Казадезюс: «Мое преимущество по отношению к оркестру Лилля в том, что я создал его «с нуля». Мы вместе построили этот «дом», я сам отбирал каждого музыканта. В настоящее время это большая привилегия, потому что никто изначально не верил в то, что этот оркестр будет иметь будущее. После совместной 30-летней музыкальной деятельности я очень многое поменял в оркестре, сейчас у меня много молодых музыкантов, которые внесли «новую кровь» и дали особый импульс оркестру. Что очень важно – это стиль, качество и умение слушать вместе, а это строится долгим путем. Если вы имеете определенное ощущение звука, если вы продумываете свой звук, то вы можете его предать другим в оркестре.

Я работал со многими оркестрами в мире, со многими оркестрами даже в России, и я должен сказать, что в первую очередь дирижер должен иметь свою концепцию. Передать эту концепцию музыканту хорошего качества – именно тогда получается тот результат, о котором мы все мечтаем…»

В программе нижегородского концерта Жан-Клода Казадезюс представил пеструю панораму испанской и французской музыкальной классики. Стоит отметить особое интимное звучание оркестра не свойственное, например, страстной партитуре балета де Фальи «Любовь-волшебница», зато соответствующая сюитам Жоржа Бизе к драме Доде «Арлезианка».  В этом заслуга как самого дирижера, так и концертмейстеров, умеющих четко контролировать состояние оркестровой игры в процессе сочинения…

Виктор Александров, корреспондент радиостанции «Орфей»

 

>> Официальный сайт Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова «Русское искусство и мир»

>> Официальный сайт Национального оркестра города Лилль (Франция)

Вернуться к списку новостей