Волжский тур маэстро Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра продолжился серией концертов в Казани. В Татарстане Гергиева любят и уважают. Каждое новое появление российского дирижера воспринимается как яркое художественное откровение. Не стал исключением и нынешний визит музыкантов.
10 лет назад оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев впервые побывали в Казани с исполнением грандиозного ораториального полотна Софии Губайдулиной «Страсти по Иоанну». В настоящее время София Губайдулина живет в Германии, в небольшой деревушке под Гамбургом. Сосредоточенно и неторопливо пишет музыку. Ее сочинения исполняются на лучших концертных сценах мира. В 2007 году на Люцернском фестивале состоялась мировая премьера Второго скрипичного концерта «In tempus praesens» (что означает «В настоящем времени»). Концерт был посвящен Анне-Софи Муттер, которая отныне является единственной исполнительницей этого произведения. Несколько лет назад немецкая скрипачка записала концерт с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. Российский дирижер давно мечтал познакомить казанскую общественность с этим значительным произведением Софии Губайдулиной. И вот, наконец, такой шанс представился. В Казани со специальным визитом прибыли композитор и Анне-Софи Муттер.
София Губайдулина о сочинении «In tempus praesens»: «Для меня, как для художника очень важно как раз наличие спокойствия, тишины, из которой я могу почерпнуть истинное свое слышание музыки.
Меня очень интересует вопрос времени, как и многих других художников ХХ века. Вопрос о том, как переживается время? Сожаление о том, что мы не имеем в принципе настоящего времени. Мы имеем только вечный переход от прошлого к будущему. И это настоящее время приобретается человечеством только в религиозном опыте либо в искусстве. У меня много произведений посвящены именно этой теме. Но почему это сочинение называется «In tempus praesens»? Дело в том, что, когда я получила заказ на это сочинение, то по существу это был заказ написать концерт для Анне-Софи Муттер. Когда я размышляла над этим, как построить вещь, совершенно спонтанно мне явилась фигура Софии Богини мудрости. Может быть, это совершенно случайно совпадение я София и Анне-Софи Муттер. Но каким-то образом эта фигура постоянно курировала мои фантазии, пока я сочиняла эту вещь. Вообще, София в религиозном опыте является инициатором времени. Она является творческим принципом божественной субстанции. А творческий принцип это превращение какого-то феномена в пространство и время.
Сочинение от многих вещей зависит, в частности от качества инструментов, которые на сцене существуют. И в данном случае как раз Валерий Абисалович заказал инструменты такого качества, которые совершенно по-другому звучат. Скажем, громадные пластинчатые колокола или огромный там-там это все страшно обогащает палитру »
С первых нот произведение захватывает своим магическим воздействием и будоражащей энергией. Вибрирующее пространственное звучание оркестра еще больше усиливает экзальтирующйи смысл этой таинственной партитуры. Контрастные эпизоды буквально следуют друг за другом, достигая эйфорического апогея в кульминациях. В сочинении задействован большой состав медных и ударных инструментов. Гигантских размеров там-там, по словам Софии Губайдулиной, - «чудовище, размером с комнату». Звучание оркестра подобно разверзшейся бездне
София Губайдулина о своем сочинении «Offertorium», посвященное Гидону Кремеру: «На будущий год в честь моего 80-летия в Ганновере хотят сделать фестиваль из моих сочинений. И Гидон Кремер согласился сыграть оба эти сочинения то есть и свое «Жервоприношение» («Offertorium»), и сочинение, посвященное Анне-Софи Муттер. Я думаю, тогда слушатели и увидят, как они отличаются »
София Губайдулина о маэстро Валерии Гергиеве: «Я этого дирижера очень люблю и очень ценю, и просто восхищаюсь таким количеством энергии, которое в нем заключено. И то, что он делает, я считаю очень высокой культурной задачей. Во что он превратил Мариинский театр? Это же сгусток творческой энергии. Я знаю артистов Мариинского театра, которые исполняют мои вещи, и я знаю отношение оркестрантов. Каждый оркестрант это личность очень высокого класса. И то, что Валерий Абисалович их всех объединяет и дает им материал для того, чтобы вся эта энергия, вся эта высота реализовалась, чрезвычайно важно »
В середине июля Второй концерт для скрипки в оркестром Софии Губайдлиной Анне-Софи Муттер и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполняли на знаменитом летнем музыкальном фестивале в Баден-Бадене.
Анне-Софи Муттер о сочинении Софии Губайдулиной: «Эта музыка будит во мне глубочайшие эмоции. Для меня, пожалуй, это самое важное если так можно выразиться, осчастливливающее, глубокое по впечатлению произведение, которое я слышала за последние сто лет. Я нахожу очень интересным, что в каждом веке композиторы искали муз, то есть исполнителей, для которых они писали. Что меня особенно очаровывает в современной музыке, так это абсолютно разные фигуры, как Андре Превин, Вольфганг Рим, София Губайдлина или Кшиштоф Пендерецкий они все время находят новые возможности звучания, новые краски для такого инструмента как скрипка. Ведь ей уже несколько сотен лет »
Виктор Александров, корреспондент радиостанции «Орфей»