Фото с сайта elblogdetitus.blogspot.comВолжский тур маэстро Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра продолжился серией концертов в Казани. В Татарстане Гергиева любят и уважают. Каждое новое появление российского дирижера воспринимается как яркое художественное откровение. Не стал исключением и нынешний визит музыкантов.

10 лет назад оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев впервые побывали в Казани с исполнением грандиозного ораториального полотна Софии Губайдулиной «Страсти по Иоанну». В настоящее время София Губайдулина живет в Германии, в небольшой деревушке под Гамбургом. Сосредоточенно и неторопливо пишет музыку. Ее сочинения исполняются на лучших концертных сценах мира.  В 2007 году на Люцернском фестивале состоялась мировая премьера Второго скрипичного концерта «In tempus praesens» (что означает «В настоящем времени»). Концерт был посвящен Анне-Софи Муттер, которая отныне является единственной исполнительницей этого произведения. Несколько лет назад немецкая скрипачка записала концерт с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. Российский дирижер давно мечтал познакомить казанскую общественность с этим значительным произведением Софии Губайдулиной. И вот, наконец, такой шанс представился. В Казани со специальным визитом прибыли композитор и Анне-Софи Муттер.

София Губайдулина о сочинении «In tempus praesens»: «Для меня, как для художника очень важно как раз наличие спокойствия, тишины, из которой я могу почерпнуть истинное свое слышание музыки.

… Меня очень интересует вопрос времени, как и многих других художников ХХ века. Вопрос о том, как переживается время? Сожаление о том, что мы не имеем в принципе настоящего времени. Мы имеем только вечный переход от прошлого к будущему. И это настоящее время приобретается человечеством только в религиозном опыте либо в искусстве. У меня много произведений посвящены именно этой теме. Но почему это сочинение называется «In tempus praesens»? Дело в том, что, когда я получила заказ на это сочинение, то по существу это был заказ написать концерт для Анне-Софи Муттер. Когда я размышляла над этим, как построить вещь, совершенно спонтанно мне явилась фигура Софии – Богини мудрости. Может быть, это совершенно случайно совпадение – я София и Анне-Софи Муттер. Но каким-то образом эта фигура постоянно курировала мои фантазии, пока я сочиняла эту вещь. Вообще, София в религиозном опыте является инициатором времени. Она является творческим принципом божественной субстанции. А творческий принцип – это превращение какого-то феномена в пространство и время.

Сочинение от многих вещей зависит, в частности от качества инструментов, которые на сцене существуют. И в данном случае как раз Валерий Абисалович заказал инструменты такого качества, которые совершенно по-другому звучат. Скажем, громадные пластинчатые колокола или огромный там-там – это все страшно обогащает палитру…»

С первых нот произведение захватывает своим магическим воздействием и будоражащей энергией. Вибрирующее пространственное звучание оркестра еще больше усиливает экзальтирующйи смысл этой таинственной партитуры. Контрастные эпизоды буквально следуют друг за другом, достигая эйфорического апогея в кульминациях. В сочинении задействован большой состав медных и ударных инструментов. Гигантских размеров там-там, по словам Софии Губайдулиной, - «чудовище, размером с комнату». Звучание оркестра подобно разверзшейся бездне…

София Губайдулина о своем сочинении «Offertorium», посвященное Гидону Кремеру: «На будущий год в честь моего 80-летия в Ганновере хотят сделать фестиваль из моих сочинений. И Гидон Кремер согласился сыграть оба эти сочинения – то есть и свое «Жервоприношение» («Offertorium»), и сочинение, посвященное Анне-Софи Муттер. Я думаю, тогда слушатели и увидят, как они отличаются…»

София Губайдулина о маэстро Валерии Гергиеве: «Я этого дирижера очень люблю и очень ценю, и просто восхищаюсь таким количеством энергии, которое в нем заключено. И то, что он делает, я считаю очень высокой культурной задачей. Во что он превратил Мариинский театр? Это же сгусток творческой энергии. Я знаю артистов Мариинского театра, которые исполняют мои вещи, и я знаю отношение оркестрантов. Каждый оркестрант – это личность очень высокого класса. И то, что Валерий Абисалович их всех объединяет и дает им материал для того, чтобы вся эта энергия, вся эта высота реализовалась, чрезвычайно важно…»

 

В середине июля Второй концерт для скрипки в оркестром Софии Губайдлиной Анне-Софи Муттер и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполняли на знаменитом летнем музыкальном фестивале в Баден-Бадене.

Анне-Софи Муттер о сочинении Софии Губайдулиной: «Эта музыка будит во мне глубочайшие эмоции. Для меня, пожалуй, это самое важное – если так можно выразиться, осчастливливающее, глубокое по впечатлению произведение, которое я слышала за последние сто лет. Я нахожу очень интересным, что в каждом веке композиторы искали муз, то есть исполнителей, для которых они писали. Что меня особенно очаровывает в современной музыке, так это абсолютно разные фигуры, как Андре Превин, Вольфганг Рим, София Губайдлина или Кшиштоф Пендерецкий – они все время находят новые возможности звучания, новые краски для такого инструмента как скрипка. Ведь ей уже несколько сотен лет…»

 

Виктор Александров, корреспондент радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей