Ни для кого не секрет, что Мариинский театр является рекордсменом по части выпуска спектаклей и концертов в каждом сезоне. Не стал исключением и нынешний 228-й сезон, как обычно щедрый на оперные, нежели на балетные премьеры.

Ожидаются девять новых постановок, среди которых три на основной сцене театра: это «Средство Макропулоса» Леоша Яначека в режиссуре Грэма Вика; поляк Мариуш Трелиньский возьмется за осуществление довольно необычного сценического решения «Орфея и Эвридики» Глюка; привлекательным станет обращение театра к жанру мюзикла «Моя прекрасная леди» Фрэнсиса Лоу в постановке Роберта Карсена (это совместный проект Мариинки с парижским театром Шатле).

В Концертном зале театра маэстро Валерий Гергиев и приглашенные режиссеры  продолжат эксперименты с полусценическими оперными спектаклями, наиболее заметными из которых станут: опера Р.Штрауса «Ариадна на Наксосе» в режиссуре Михаэля Штурмингера, «Сон в летнюю ночь» Бриттена в постановке Клаудии Шолти, и наконец, эпатажным обещает стать новое воплощение «Аиды» Д.Верди, за которое возьмется команда соавторов шоу Цирка дю Солей (Cirqu du Soleil) во главе со швейцарским режиссером Даниэле Финци Паски, знакомого московской публике по спектаклям Чеховского фестиваля.

Маэстро Валерий Гергиев не забудет и о сценическом решении опер современных российских композиторов. На сцене театра запланированы  премьеры «Мертвых душ» Родиона Щедрина и «Собачьего сердца» Александра Раскатова.

Валерий Гергиев: Мы буквально в последнее время присмотрелись к спектаклю «Собачье сердце» Александра Раскатова. Несмотря на то, что человек живет в Париже, я считаю его все-таки российским музыкантом и композитором. Не исключено, что мы даже перенесем спектакль, может быть, на основе партитуры создадим свой спектакль. Мы, наконец, поставим «Мертвые души» здесь, это я обещал еще год назад. У нас спектакль музыкально готов, уже было два концертных исполнения. Уровень был продемонстрирован высокий. Алексашкин, Дядькова – такие мастера, которых мы окружаем, молодежь тоже уже созревшая. Я думаю, ресурсы Мариинского театра позволяют надеяться на хорошую постановку. Очередной шанс дадим Василию Бархатову, они сделал несколько удачных работ. И мне кажется, что сегодня очень важно смело делать эти работы и шаги навстречу живущим композиторам…»

Если говорить о балетных событиях предстоящего 228-го сезона Мариинки, то, прежде всего, следует упомянуть о пополнении в состав труппы тринадцати (!) выпускников и выпускниц Академии русского балета им. Вагановой. Артистам балетной труппы Мариинского театра предстоит работа с выдающимися хореографами современности: Иржи Киллианом, Анжеленом Прельжокажем и Бенжамином Мийпьё. Кстати последний из выше упомянутых, имеет в Европе невероятную популярность. Для труппы театра Мийпьё даже сочинит оригинальный балет.  Баланчинскую коллекцию  планируется пополнить следующими двумя работами мастера – это будут: «Агон» Стравинского  и «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. Главный балетный российский фестиваль «Мариинский» пройдет в середине весны 2011 года.

Сенсационной новостью стало известие о том, что на пост главного приглашенного дирижера симфонического оркестра Мариинского театра назначен  скрипач  Николай Цнайдер, который давно уже сотрудничает с маэстро Гергиевым. Сам художественный руководитель театра не теряет надежд пригласить выступить с прославленным петербургским оркестром таких корифеев дирижерского искусства как Риккардо Мути и Пьер Булез.

Обширные гастрольные планы Валерия Гергиева и его оркестра включают  симфонический цикл Густава Малера, который петербургские артисты  предложат нью-йоркской и парижской публике, а так же ряд концертов в  Италии, Австрии, Германии, Греции, Испании, Израиле и Голландии.

Однако своей главной миссией  Гергиев считает продолжение гастрольной деятельности в российских регионах:

«Я хотел организовать на северо-западе деятельность театра таким образом, чтобы и в Великом Новгороде, и во Пскове, и в Мурманске, Петрозаводске, Архангельске, в Калининграде (взять хотя бы шесть городов), чтобы мы знали, что мы спокойно и сосредоточено работаем над реализацией полной программы. Это будут и опера, и балет, и оркестры, и камерные оркестры. От Иркутска до Калининграда мы планируем так работать. У нас и Киев, и Минск планируются…»

В планах театра продолжится осуществление аудио и видеозаписей для лейбла «Мариинский». Пока известно о записях опер «Женщина без тени» Рихарда Штрауса и «Валькирии» Рихарда Вагнера (с участием Рене Папе). В эти дни продолжается работа над осуществлением грандиозного аудио проекта оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В главных партиях заняты звезды мировой оперы: польский тенор Петр Бечала и французская примадонна  Натали Дессей.

 

Вчера в концертном  зале Мариинского театра состоялось исполнение этого шедевра итальянского композитора.

Успех был невероятный, публика приветствовала артистов продолжительными  стоячими овациями. Хотя в театре не так давно была постановка шотландского режиссера Джона Джайла с Анной Нетребко в заглавной роли, с неподражаемой трактовкой образа Лючии Натали Дессей обязательно следует познакомиться любому  уважающему себя опероману. Впервые в России в опере  используется экзотический инструмент стеклянная гармоника. По замыслам  Доницетти,  она должна звучать в знаменитой сцене сумасшествия Лючии.

Натали Дессей: «Я люблю свою героиню, прежде всего за то, что она проходит через очень-очень разные, так называемые параксизмальные состояния. В начале оперы это юная наивная очень влюбленная девушка, практически беззаботная. Даже при том, что она знает, что какая-то проблема есть в семье, ситуация чем-то схожая с сюжетом «Монтекки и Капулетти». Но она надеется на возможное решение проблемы, а потом, вдруг, с появлением ее брата, выясняется, что ненависть между двумя этими мужчинами ее жизни слишком велика, и сделать ничего невозможно. Ненависть торжествует!

В результате Лючия проходит от состояния влюбленности к состоянию испуга, ужаса. В результате этой ненависти ей придется выйти замуж за человека, которого она не любит. Потом я перехожу в другое состояние. Ведь есть сцена, которую мы не видим, в музыке её нет, но, когда участвую в опере, я очень переживаю эту сцену убийства мужа. А после этого ужаса я отправляюсь в другой мир, в тот мир, который мы называем безумием, а я это называю освобождением. В сцене безумия Лючии есть даже такое состояние транса, которое особенно замечается в вокальной каденции главной героини. Я, когда это  пою, возможно, все эти верхние ноты, бесконечные вокализы в сочетании с этим невероятным инструментом стеклянной гармоникой, не знаю, все это меня незаметно повергает в состояние транса».

17 сентября на основной сцене театра состоится грандиозный гала-концерт, посвященный 150-летию открытия здания Мариинского театра. На вечере выступят: Ольга Бородина, Натали Дессей, Диана Вишнёва, Владимир Галузин, Ульяна Лопаткина, Денис Мацуев, Виктория Терешкина и Владимир Шкляров. За дирижерским пультом  Валерий Гергиев.

Ну а затем, петербургская труппа отправится в гастрольный тур по России. В Самаре и Казани состоятся концерты Третьего Международного музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу».

 

Виктор Александров из Концертного зала Мариинского театра, Санкт-Петербург специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей