В эти дни на прославленной сцене концертного зала филармонии продолжает свое триумфальное шествие крупнейший  европейский академический форум Musikfest Berlin. Артистический директор Винрих Хопп в этом году уделил внимание трем композиторским персонам: Пьеру Булезу, Лючано Берио и Игорю Стравинскому. В контексте сегодняшней эпохи как соотносятся произведения  этих трех колоссов мирового музыкального искусства? Специально на фестиваль в немецкую столицу на протяжении почти трех сентябрьских недель приехали лучшие оркестры Европы, ведущие ансамбли и исполнители. Несколько дней назад Берлинскую филармонию почтили своим визитом Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау с Марисом Янсонсом и Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского. Две абсолютно непохожих, но безумно захватывающих своей концептуальной идеей программы.

 

Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау / www.concertgebouworkest.nl /

 

Амстердамцы привезли в Берлин Симфонию духовых и «Жар-птицу» Игоря Стравинского, кроме того состоялась немецкая премьера Четырех пьес для оркестра Лючано Берио, а так же нечасто исполняемое мрачное сочинение Белы Бартока «Музыка для струнных, ударных и челесты». В этой партитуре венгерского автора отчетливо слышны напряженные ноты и экспрессия, характерная для середины 1930-х годов, опального времени предвоенных катаклизмов. Изобретательность Бартока необычайна, прежде всего, в ловком использовании инструментальных тембров. Главный дирижер оркестра Концертгебау Марис Янсонс считает, что это произведение до сих пор не утеряло своей красоты.

Марис Янсонс о произведении Белы Бартока: «Это гениальное сочинение XX века. Потрясающая музыка, очень трудная, требует большой виртуозности, точности и звуковой палитры, владения красивым звуком оркестра. Сложное произведение, конечно, его в турне возить нелегко. Но замечательный Амстердамский оркестр уже играл его в Эдинбурге, в Зальцбурге и вот теперь в Берлине. Я должен сказать, что я помню 60-ые годы, когда тоже эта музыка игралась – я ее слушал у Караяна и у Мравинского. Мравинский замечательно делал это произведение с нашим оркестром. Тогда, я помню, публика это с натяжкой воспринимала. Конечно, профессионалы всегда это любили, но такого общего успеха у публики не было. И вот как интересно время меняется, как постепенно композиторы и их произведения становятся популярными и любимыми. «Музыка для струнных, ударных и челесты» уже настолько вошла в репертуар и музыкальную жизнь всего мира…»

Марис Янсонс о фестивале Musikfest Berlin: «Всегда, если творческий человек руководит чем-то, и у него интересные идеи, то обязательно будут хорошие результаты. Это зависит от руководителя и от его команды. Здесь замечательные люди, которые очень много знают о музыке, знают артистов и умеют замечательно составить программу, да и вообще сделать интересный фестиваль. Поэтому это, конечно, результат высокого профессионализма и интересной творческой фантазии».

Марис Янсонс с голландскими музыкантами сотворил настоящий волшебный сказ о Жар-птице и Иване  царевиче: декоративно-изощренная манера письма Стравинского, присущий балету яркий национальный колорит – все эти качества были ощутимы в фантастической, животрепещущей игре оркестра Концертгебау.

 

Лондонский филармонический оркестрwww.lpo.org.uk /

 

Следующими гостями Musikfest Berlin стали музыканты Лондонского филармонического оркестра. Молодой энергичный Владимир Юровский у руля британского коллектива уже третий сезон. Артист снискал невероятное международное признание почти на всех континентах земного шара. Каждая программа, инициированная Юровским, вызывает повышенное внимание у мировой общественности. Обсуждая с Винрихом Хоппом возможность исполнить на фестивале последнее произведение Лючано Берио «Стансы» для баритона, хора и оркестра, Владимир Юровский проявил собственную инициативу, добавив в проект Пассакалию (соч.1) Антона Веберна (своего рода закатный венец романтизма), Анданте из Четвертой фортепианной сонаты Сергея Прокофьева (соч.1935 года) в версии для оркестра, и его же Третью симфонию.

Владимир Юровский о выборе сочинения Лючано Берио «Стансы»: «Со стороны господина Хоппа была только одна единственная идея, и эту идею я с радостью принял – это было первое немецкое исполнение последнего сочинения Лючано Берио «Стансы». Я очень рад, что Берлинский музыкальный фестиваль согласился нас принять с такой, прямо скажем, нетрадиционной программой. То есть для тех концертов, которые мы даем в Лондоне, или, скажем, для тех концертов, которые я давал в России с РНО, это довольно типическая программа – это тот род музыки, который мне близок. Но так как этот фестиваль был посвящен творчеству Берио, у нас был выбор нескольких сочинений. Меня очень заинтересовало последнее его сочинение «Стансы», именно в связи с тем, что оно последнее. Кроме того, это произведение написано на стихи пяти различных поэтов, один из которых – Пауль Целан – является моим любимейшим немецким поэтом XX века. Потом там тема Второй мировой войны – холокост и геноцид по отношению к евреям – эта тема мне кровно близкая, поэтому я согласился на это исполнение.

Владимир Юровский о знакомстве с музыкой Лючано Берио: С Берио мы познакомились в 2000-м году, когда он был интендантом Римской академии «Санта Чечилия». Я приехал тогда работать с оркестром в Рим, и мы совместно с Берио составляли программу. Я помню, что программа включала в себя произведения Дебюсси и Мусоргского. Вообще у меня осталось какое-то очень приятно ощущение от общения с ним, хотя он был, конечно, уже очень стар и болен. До этого в 90-ые годы  я неоднократно был свидетелем его концертов в Берлине, прежде всего под управлением Клаудио Аббадо. Я очень хорошо помню первое берлинское исполнение его сочинения на сефардские тексты «Ofanim», где Берио присутствовал в зале, дирижировал Аббадо. И смешанный был успех – многие люди возмущались современностью. Мне самому до сих пор, к сожалению, не удавалось исполнить ни одного сочинения Берио, хотя я очень люблю и Симфонию, и Folk Songs (Народные песни), и замечательное произведение «Rendering» на основе эскизов Шуберта. Так получилось, что мое творческое сотрудничество с Берио началось с самого последнего его сочинения. Мне очень было приятно, что вдова композитора Талия Берио присутствовала на исполнении и была на репетициях. Она очень помогла нам советом, потому что она музыкант и является живой носительницей традиции исполнения музыки композитора.

Владимир Юровский о последнем сочинении композитора Лючано Берио «Стансы»: «Стансы» – безусловно, очень глубочайшее, наполненное каким-то почти трансцендентальным, метафизическим содержанием произведение. Что очень интересно, потому что Берио был явным прагматиком, типичным представителем авангардистской послевоенной Дармштадтской школы. И вместе с тем уже под конец жизни, когда он знал, что ему остается немного, он написал произведение, наполненное удивительной болью и удивительным светом».

Следовавшая после «Стансов» Лючано Берио Третья симфония Сергея Прокофьева как это ни парадоксально  выиграла по силе исполнения, прежде всего, количеством идей. Невероятный уровень новаторства, с которым Прокофьев подходил к написанию музыки в средний период своего творчества, еще до возвращения в Советский Союз, остался беспрецедентным в музыкальной истории. Владимир Юровский добился от лондонских филармоников небывалой стихийной мощи, ослепительного блеска и непосредственного звучания, которыми так богата эта театральная партитура.  

Владимир Юровский о Третьей симфонии Прокофьева: «Мне кажется, что мрачность этой музыки в каком-то смысле предваряет дьявольский характер Третьей симфонии. Пожалуй, более демонического сочинения в русской музыке написано не было. Таким образом, получилась программа с явно драматическим и трагическим уклоном, где первая часть посвящена своего рода богоискательству, прежде всего в произведении Берио, и дальше по контрасту мы отправляемся прямиком в ад, в его таком, я бы сказал, готическом средневековом одеянии…»

Остается лишь добавить, что концерты Берлинского смотра продлятся до 21 сентября, когда оркестр Штаатс-капеллы вместе с Даниэлем Баренбоймом  исполнит произведения Пьера Булеза, а 9 сентября симфонический оркестр Берлинского радио под управлением Марека Яновского приготовили для немецких меломанов не менее впечатляющее музыкальное путешествие, главными героями которого снова станут Лючано Берио и Игорь Стравинский.

 

Виктор Александров, Musikfest Berlin из Германии специально для радио «Орфей»

 

Вернуться к списку новостей