В эти дни на прославленной сцене концертного зала филармонии продолжает свое триумфальное шествие крупнейший европейский академический форум Musikfest Berlin. Артистический директор Винрих Хопп в этом году уделил внимание трем композиторским персонам: Пьеру Булезу, Лючано Берио и Игорю Стравинскому. В контексте сегодняшней эпохи как соотносятся произведения этих трех колоссов мирового музыкального искусства? Специально на фестиваль в немецкую столицу на протяжении почти трех сентябрьских недель приехали лучшие оркестры Европы, ведущие ансамбли и исполнители. Несколько дней назад Берлинскую филармонию почтили своим визитом Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау с Марисом Янсонсом и Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского. Две абсолютно непохожих, но безумно захватывающих своей концептуальной идеей программы.
Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау / www.concertgebouworkest.nl /
Амстердамцы привезли в Берлин Симфонию духовых и «Жар-птицу» Игоря Стравинского, кроме того состоялась немецкая премьера Четырех пьес для оркестра Лючано Берио, а так же нечасто исполняемое мрачное сочинение Белы Бартока «Музыка для струнных, ударных и челесты». В этой партитуре венгерского автора отчетливо слышны напряженные ноты и экспрессия, характерная для середины 1930-х годов, опального времени предвоенных катаклизмов. Изобретательность Бартока необычайна, прежде всего, в ловком использовании инструментальных тембров. Главный дирижер оркестра Концертгебау Марис Янсонс считает, что это произведение до сих пор не утеряло своей красоты.
Марис Янсонс о произведении Белы Бартока: «Это гениальное сочинение XX века. Потрясающая музыка, очень трудная, требует большой виртуозности, точности и звуковой палитры, владения красивым звуком оркестра. Сложное произведение, конечно, его в турне возить нелегко. Но замечательный Амстердамский оркестр уже играл его в Эдинбурге, в Зальцбурге и вот теперь в Берлине. Я должен сказать, что я помню 60-ые годы, когда тоже эта музыка игралась я ее слушал у Караяна и у Мравинского. Мравинский замечательно делал это произведение с нашим оркестром. Тогда, я помню, публика это с натяжкой воспринимала. Конечно, профессионалы всегда это любили, но такого общего успеха у публики не было. И вот как интересно время меняется, как постепенно композиторы и их произведения становятся популярными и любимыми. «Музыка для струнных, ударных и челесты» уже настолько вошла в репертуар и музыкальную жизнь всего мира »
Марис Янсонс о фестивале Musikfest Berlin: «Всегда, если творческий человек руководит чем-то, и у него интересные идеи, то обязательно будут хорошие результаты. Это зависит от руководителя и от его команды. Здесь замечательные люди, которые очень много знают о музыке, знают артистов и умеют замечательно составить программу, да и вообще сделать интересный фестиваль. Поэтому это, конечно, результат высокого профессионализма и интересной творческой фантазии».
Марис Янсонс с голландскими музыкантами сотворил настоящий волшебный сказ о Жар-птице и Иване царевиче: декоративно-изощренная манера письма Стравинского, присущий балету яркий национальный колорит все эти качества были ощутимы в фантастической, животрепещущей игре оркестра Концертгебау.
Лондонский филармонический оркестр / www.lpo.org.uk /
Следующими гостями Musikfest Berlin стали музыканты Лондонского филармонического оркестра. Молодой энергичный Владимир Юровский у руля британского коллектива уже третий сезон. Артист снискал невероятное международное признание почти на всех континентах земного шара. Каждая программа, инициированная Юровским, вызывает повышенное внимание у мировой общественности. Обсуждая с Винрихом Хоппом возможность исполнить на фестивале последнее произведение Лючано Берио «Стансы» для баритона, хора и оркестра, Владимир Юровский проявил собственную инициативу, добавив в проект Пассакалию (соч.1) Антона Веберна (своего рода закатный венец романтизма), Анданте из Четвертой фортепианной сонаты Сергея Прокофьева (соч.1935 года) в версии для оркестра, и его же Третью симфонию.
Владимир Юровский о выборе сочинения Лючано Берио «Стансы»: «Со стороны господина Хоппа была только одна единственная идея, и эту идею я с радостью принял это было первое немецкое исполнение последнего сочинения Лючано Берио «Стансы». Я очень рад, что Берлинский музыкальный фестиваль согласился нас принять с такой, прямо скажем, нетрадиционной программой. То есть для тех концертов, которые мы даем в Лондоне, или, скажем, для тех концертов, которые я давал в России с РНО, это довольно типическая программа это тот род музыки, который мне близок. Но так как этот фестиваль был посвящен творчеству Берио, у нас был выбор нескольких сочинений. Меня очень заинтересовало последнее его сочинение «Стансы», именно в связи с тем, что оно последнее. Кроме того, это произведение написано на стихи пяти различных поэтов, один из которых Пауль Целан является моим любимейшим немецким поэтом XX века. Потом там тема Второй мировой войны холокост и геноцид по отношению к евреям эта тема мне кровно близкая, поэтому я согласился на это исполнение.
Владимир Юровский о знакомстве с музыкой Лючано Берио: С Берио мы познакомились в 2000-м году, когда он был интендантом Римской академии «Санта Чечилия». Я приехал тогда работать с оркестром в Рим, и мы совместно с Берио составляли программу. Я помню, что программа включала в себя произведения Дебюсси и Мусоргского. Вообще у меня осталось какое-то очень приятно ощущение от общения с ним, хотя он был, конечно, уже очень стар и болен. До этого в 90-ые годы я неоднократно был свидетелем его концертов в Берлине, прежде всего под управлением Клаудио Аббадо. Я очень хорошо помню первое берлинское исполнение его сочинения на сефардские тексты «Ofanim», где Берио присутствовал в зале, дирижировал Аббадо. И смешанный был успех многие люди возмущались современностью. Мне самому до сих пор, к сожалению, не удавалось исполнить ни одного сочинения Берио, хотя я очень люблю и Симфонию, и Folk Songs (Народные песни), и замечательное произведение «Rendering» на основе эскизов Шуберта. Так получилось, что мое творческое сотрудничество с Берио началось с самого последнего его сочинения. Мне очень было приятно, что вдова композитора Талия Берио присутствовала на исполнении и была на репетициях. Она очень помогла нам советом, потому что она музыкант и является живой носительницей традиции исполнения музыки композитора.
Владимир Юровский о последнем сочинении композитора Лючано Берио «Стансы»: «Стансы» безусловно, очень глубочайшее, наполненное каким-то почти трансцендентальным, метафизическим содержанием произведение. Что очень интересно, потому что Берио был явным прагматиком, типичным представителем авангардистской послевоенной Дармштадтской школы. И вместе с тем уже под конец жизни, когда он знал, что ему остается немного, он написал произведение, наполненное удивительной болью и удивительным светом».
Следовавшая после «Стансов» Лючано Берио Третья симфония Сергея Прокофьева как это ни парадоксально выиграла по силе исполнения, прежде всего, количеством идей. Невероятный уровень новаторства, с которым Прокофьев подходил к написанию музыки в средний период своего творчества, еще до возвращения в Советский Союз, остался беспрецедентным в музыкальной истории. Владимир Юровский добился от лондонских филармоников небывалой стихийной мощи, ослепительного блеска и непосредственного звучания, которыми так богата эта театральная партитура.
Владимир Юровский о Третьей симфонии Прокофьева: «Мне кажется, что мрачность этой музыки в каком-то смысле предваряет дьявольский характер Третьей симфонии. Пожалуй, более демонического сочинения в русской музыке написано не было. Таким образом, получилась программа с явно драматическим и трагическим уклоном, где первая часть посвящена своего рода богоискательству, прежде всего в произведении Берио, и дальше по контрасту мы отправляемся прямиком в ад, в его таком, я бы сказал, готическом средневековом одеянии »
Остается лишь добавить, что концерты Берлинского смотра продлятся до 21 сентября, когда оркестр Штаатс-капеллы вместе с Даниэлем Баренбоймом исполнит произведения Пьера Булеза, а 9 сентября симфонический оркестр Берлинского радио под управлением Марека Яновского приготовили для немецких меломанов не менее впечатляющее музыкальное путешествие, главными героями которого снова станут Лючано Берио и Игорь Стравинский.
Виктор Александров, Musikfest Berlin из Германии специально для радио «Орфей»