Начало осени в Берлине традиционно открывается международным музыкальным форумом Musikfest Berlin. В этом году фестиваль проходит уже в шестой раз. На этот смотр съезжаются тысячи любителей современной академической музыки. Напомню, о том, что форум является частью ежегодного культурного марафона Berliner Festspiele, который охватывает несколько сфер искусства академическую музыку, джаз и литературу. Надо сказать, что Musikfest Berlin имеет серьезную репутацию как в Германии, так и в других европейских странах, прежде всего по своему статусу, и уровню музыкальных пристрастий. Шестой фестиваль поражает своей универсальностью и нестандартной концепцией выбора программ, и в этом заслуга художественного руководителя немца Винриха Хоппа, который просто обожает современную классику. Какие возможные параллели могли возникнуть у него в составлении программы этого года?
Винрих Хопп: «Пьер Булез стал центральной фигурой этого фестиваля. Не случайно в программе форума сочинения Берио и Стравинского, ведь в сочинениях Булеза и Берио можно найти влияния Игоря Стравинского. И музыка Игоря Стравинского обеспечила доступ к музыке Булеза и Берио для аудитории. Вообще я хочу сказать, что у нас тут очень прогрессивная аудитория, которая очень заинтересована в классической музыке, но также и в том, чтобы продлить целевые эксперименты, получить новый опыт и оригинальные музыкальные идеи. Как сказал Лучано Берио, «мы защищаем музыку, которая отвечает нашим представлениям о музыке». Musikfest в немецкой столице имеет особую функцию в Берлине есть пять оркестров, и все они представлены на фестивале. А фестиваль это праздник музыки, так что мы должны искать что-то выдающееся. Я ищу музыку, которая не исполняется в обычном репертуаре. Когда был первый фестиваль, которым я руководил, звучала музыка Вареза, Айвза, Дебюсси. Эти композиторы отвечали за духовную связь Берлина, Парижа и Нью-Йорка. И вот добавили в программу сочинения Вареза и Штрауса. В 2008 году мы попытались соединить трех главных католических композиторов Брукнера, Мессиана, Штокхаузена. Мы исполнили почти все оркестровые сочинения Оливье Мессиана и почти все симфонии Брукнера. В прошлом 2009 году было 20-летие падения Берлинской стены. Я посвятил фестиваль звукам XX века века экстрима. Прозвучали сочинения Шостаковича и Ксенакиса, что было довольно новым для аудитории. Но мы имели успех в 42 000 зрителей. В этом году, я еще раз повторяюсь, музыка Булеза, Берио и Стравинского посмотрим, как публика отнесется к этим веяниям».
В программах фестиваля участвуют 37 известнейших солистов, 27 ансамблей и оркестров под руководством всемирно признанных дирижёров.
Лондонский симфонический оркестр во главе с Даниэлем Хардингом / www.berlinerfestspiele.de /
На открытии 3 сентября Лондонский симфонический оркестр во главе с Даниэлем Хардингом исполнил произведения Лючано Берио. Маэстро инстинктивно чувствует природу музыки итальянского авангардиста. Пространственное звучание оркестра и ансамбля вокалистов придавало сочинениям Берио особый медитативный тон. Это касается Симфонии (1968г.) и Народных песен (1964г.), где солистка, меццо-сопрано Келли О`Коннор продемонстрировала удивительные стилизованные вокальные сочетания фольклорного постмодерна. Артистка перевоплощалась ежеминутно из одного состояния в другое: будь то старинная шотландская, сардинская, сицилийская, армянская или азербайджанская национальная песня. Как раз последнюю Азербайджанскую любовную песню цикла Берио посвятил своей супруге певице Кэти Бербериан.
Радикализм симфонии Лючано Берио заключается, прежде всего, в хитроумном использовании псевдоцитат это одна из предтеч постмодернистского мышления композиторов прошлого столетия. Эту идею как раз и разработал в своей Симфонии итальянский авангардист. Для Даниэля Хардинга музыка Лючано Берио занимает особое положение.
Даниэль Хардинг: «Я думаю, что симфония это нечто экстраординарное в музыке XX века, сочинение невероятного благородства. Я имел удовольствие немного знать Лючано Берио. Он был невероятно обаятельным человеком, который был во всём заинтересован, любил все виды искусства. Конечно, в симфонии много "героев", там есть эпизоды, которые напоминают об ужасных вещах, но особенно в третьей части слышна такая невероятная радость и любовь к музыке, и это так позитивно! Эта черта и представляет нечто особенное, что я особенно ценю в музыке Берио».
Спустя день, Сусанна Мёльке с оркестром Баден-Бадена и Фрайбурга представила немецкой публике программу из сочинений Пьера Булеза. В программе вечера приняли участие: французский пианист Пьер Лоран Эмар и немецкий скрипач Томас Зейтмайер, с блеском исполнившие Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых Альбана Берга. Это был действительно момент высшего исполнительского мастерства: суровый аскетизм, полное погружение в мир абстрактных ощущений.
Лаура Айкин, Лани Паулсон и Сусанна Мёльке с оркестром SWR / www.berlinerfestspiele.de /
Сусанна Мёльке в настоящее время руководит ансамблем П.Булеза Ensemble Intercontemporain, с которым, выступит на фестивале в середине сентября.
Сусанна Мёльке: «Я считаю просто феноменальным, что организаторы Берлинского фестиваля смогли организовать концерт из такой роскошной программы. Конечно, очень интересно, что мы можем услышать концерты с произведениями Булеза, которые показывает его различные стили. В концерте, который я представляла вниманию публики с оркестром Фрайбурга и Баден-Бадена, прозвучали в основном ранние сочинения Булеза. Я думаю, это действительно очень интересно, потому что там так много различных деталей, столько богатства, столько различных красок это очень французская музыка. Я думаю, там можно услышать влияния Оливье Мессиана черты, которые у Булеза проявились позже. Это совершенно особая вселенная! Во время работы с Ensemble Intercontemporain я имела удовольствие знать Булеза лично, что было, конечно, прекрасной возможностью. Булез великий человек и легендарная личность. Я пытаюсь в своих интерпретациях быть справедливой с его произведениями. Это, безусловно, очень увлекательное путешествие »
Невероятная артистическая харизма Сусанны Мёльке, беззаветная, почти фанатичная любовь к музыке Булеза ощущались сразу с первых мгновений концерта, когда прозвучали эклектичные ранние кантаты «Солнце вод» и «Свадебный лик» на тексты французского поэта-сюрреалиста Рене Шара. Булез написал эти сочинения в середине 1940-х годов. Музыка поражает своей непостоянностью и обилием резких динамических контрастов.
Композитор Пьер Булез / www.berlinerfestspiele.de /
В 2010 году Пьеру Булезу исполнилось 85 лет со дня рождения. Внимание к личности этого музыканта не могли обойти стороной многие исполнители. Обширную ретроспективу сочинений Пьера Булеза в концертах Musikfest Berlin представляют: ансамбль Модерн, Deutsches Symphonie-Orchester (Berlin) под управлением Дэвида Робертсона, оркестр Концертхауса, Бамбергский симфонический оркестр и, наконец, под занавес фестиваля коллега Пьера Булеза Даниэль Баренбойм подготовил для искушенной немецкой аудитории монографическую программу из сочинений французского мэтра при участии оркестра Берлинской Штаатс капеллы.
Центральным событием фестивальной программы обещает стать визит самого композитора. С оркестром Берлинской филармонии и хором Берлинского радио Пьер Булез исполнит в концертном варианте «Соловья» Стравинского и собственное произведение «Explosante-fixe » для флейты и инструментального ансамбля (что можно буквально перевести как «Фиксированный взрыв»).
Musikfest Berlin продлится до 21 сентября. Следите за нашими репортажами
Виктор Александров, Musikfest Berlin из Германии специально для радио «Орфей»