21 сентября состоится открытие II Международного музыкального фестиваля «Под знаком вечности», который пройдет с 21 по 28 сентября в Санкт-Петербургской консерватории. На этот раз фестиваль имеет подзаголовок «Царственные книги» и посвящен фигурам трех русских царей Ивану Грозному, Борису Годунову, Петру I.
Музыкальный форум откроется 21 сентября грандиозным гала-концертом, в котором прозвучат сцены из опер русских композиторов. В этот вечер публика сможет сравнить интерпретацию образа Ивана Грозного в творчестве русских композиторов разных эпох: от Римского-Корсакова до Сергея Слонимского. Интерес к этой противоречивой фигуре русской истории на протяжении веков привлекал и продолжает привлекать русских писателей, художников и композиторов. В первой опере Римского-Корсакова «Псковитянка», написанной на сюжет драмы Льва Мея, грозный царь не лишен обаяния, и показан, как любящий отец своей незаконнорожденной дочери, трагически переживающий ее кончину. Несправедливым и жестоким тираном предстает царь в опере Антона Рубинштейна «Купец Калашников», созданной по поэме Лермонтова. Чайковский, первый ученик Рубинштейна в Петербургской консерватории, по-своему продолжил тему, затронутую учителем. В своей опере «Опричник» композитор вывел не образ Ивана Грозного, а показал острый социальный конфликт между двумя группировками: опричиной и земщиной. В опере нашего современника Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в центре внимания композитора и его либреттиста, известного писателя и драматурга Якова Гордина, не добрые дела и заслуги царя, а его страшные кровавые злодеяния, которым нет и не может быть прощения. Это бесчинства опричнины, кровавые расправы над подданными в Москве, разгром вольного Новгорода, разнузданные оргии и распутство монарха в Александровской слободе, сопровождаемые усердным замаливанием грехов; бесконечные свадьбы Грозного, трагические как для его жен, так и для судеб России, зверское убийство царевича Ивана.
Борис Годунов не пользовался среди композиторской братии столь высокой популярностью, но одноименная опера Мусоргского не сходит с ведущих оперных сцен, неизменно привлекая публику. Интересно, что обращаясь к теме взаимоотношений царя и народа, композитор делает народ практически главным действующим лицом своей величайшей музыкальной драмы.
Тщательно продуманная архитектоника концерта-открытия, исполнение шедевров русской оперной классики знаменитыми и любимыми публикой певцами в сопровождении симфонического оркестра Театра консерватории под управлением музыканта мировой величины Сергея Стадлера, безусловно, сделает открытие II го Международного Фестиваля «Под знаком вечности» одним из значимых и интереснейших событий культурной жизни Петербурга и России.