В столице древней кавказской Албании Габале, что на северо-западе Азербайджана несколько дней назад завершился внушительный по своему размаху международный музыкальный фестиваль.
Этому празднику музыки всего два года. Сегодня этот древний азербайджанский регион в буквальном смысле преобразился и стал элитным центром культуры и туризма. Окруженная густыми, зелеными лесами и великолепными изгибами гор, Габала в силу своего выгодного географического расположения, мягкого климата и богатых природных ресурсов считается и поныне важным экономическим, административным и культурным объектом Азербайджана. Неслучайно в этих райских местах должен был зародиться международный музыкальный фестиваль.
Еще в прошлом году один из художественных руководителей знаменитый виолончелист и дирижер Дмитрий Яблонский загорелся идеей превратить Габалу в один из летних музыкальных центров Закавказья. Тогда здесь выступил израильский оркестр Ранаана симфониетта. В этом году организаторам форума удалось заполучить один из авторитетных британских коллективов Лондонский Королевский филармонический оркестр, а так же блестящую команду исполнителей.
Фото с официального сайта фестиваля www.gabalainternationalmusicfestival.com
Дмитрий Яблонский, артистический директор фестиваля в Габале: «Программа планировалась сразу после первого фестиваля. Естественно, организовать оркестр из Лондона не так было просто. Юрий Башмет смотрит на горы и говорит: «Я все понимаю Дагестан, красота Но Лондонский оркестр как сюда попал?».
Я счастлив, что он приехал и что он на это посмотрел; что он в своем невероятном сложнейшем расписании забьет эти несколько дней, чтобы сюда приехать на будущий год. Ведутся также переговоры с немецким оркестром и, может быть, в будущем Израильская филармония, Концертгебау, может быть, Берлинская филармония, американский оркестр Посмотрим
Я хотел бы, чтобы в будущем приезжали молодые ребята со всего мира и из Азербайджана, чтобы был шанс у молодых слушать классическую музыку, чтобы у них был интерес либо перед публикой, либо перед будущими музыкантами».
Прекрасные неповторимые горные пейзажи Габалы чем-то схожи с красотами швейцарского курорта Вербье. Каждый из артистов, кто оказался здесь впервые, упоминал об этом. Среди почетных гостей Габалы Юрий Башмет. Всемирно известный альтист и дирижер часто бывает с концертами в Азербайджане.
Юрий Башмет, альтист и дирижер: «Много лет назад еще во времена советской империи я приезжал тут был замечательный альтовый класс консерватории. Мне мой друг Альфред Шнитке посоветовал обратить внимание на произведение «And Harold again» («И снова Гарольд», прим. ред.), которое сочинил бакинец Фельзер. И я играл это произведение, оно очень большую роль сыграло в моих программах. Я в один вечер исполнял три оригинальных Гарольда Берлиоза, Фельзера и Александра Чайковского. Ну а потом, когда уже организовался форум им. Ростроповича, я привозил уже и свой большой оркестр «Новая Россия».
А об этом фестивале мне давно говорил артистический директор Дмитрий Яблонский, который изумительный и сам музыкант, виолончелист и дирижер. Мне все это здесь очень нравится, все на таком уровне. У этого мероприятия очень большое и серьезное будущее».
Необходимо отметить, что Второй международный музыкальный форум в Габале проходил при поддержке фонда Гейдара Алиева. В церемонии открытия 30 июля приняли участие Президент Ильхам Алиев, первая леди Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева, и находящаяся со специальным визитом в стране генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.
«Азербайджан всегда отличался своей музыкальной культурой, и Фонд Гейдара Алиева, в свою очередь, осуществляет ряд крупных проектов по сохранению и пропаганде музыкального наследия нашей страны. В их ряду мне хотелось бы отметить Международный фестиваль мугама, музыкальный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, фестивали, посвященные юбилеям таких гениальных композиторов и исполнителей, как Узеир Гаджибейли, Дмитрий Шостакович. Габалинский международный музыкальный фестиваль стал очередным шагом Фонда Гейдара Алиева по сохранению азербайджанской и мировой музыки, культурных ценностей», - обратилась со словами приветствия к публике супруга президента республики.
В свою очередь генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова отметила: «Музыка имеет глубокие корни в азербайджанской идентичности, пробуждает эстетические чувства в каждом из нас и является наилучшим средством для сближения всех людей независимо от их происхождения и убеждений».
Интервью с Хлоэ Ханслип
В концертах фестиваля выступили звезды мирового музыкального искусства: парижский квартет имени Эжена Изаи, мексиканский тенор Эмилио Понс и азербайджанский баритон Джавид Самедов, пианисты Фархад Бадалбейли, Мурад Адыгезалзаде, Борис Березовский, а так же талантливая молодая английская скрипачка Хлоэ Ханслип (одна из представительниц легендарной скрипичной школы Захара Брона). Хлоэ сумела очаровать азербайджанскую публику самобытной эмоциональной игрой и ярким артистизмом.
Хлоэ Ханслип, скрипачка
фото с официального сайта артистки www.chloehanslip.com
- Хлоэ, Вы впервые в Азербайджане. Какое впечатление произвел на Вас фестиваль в Габале?
- Да, я в первый раз в Азербайджане, я думаю, это прекрасный фестиваль, здесь столько удивительных музыкантов, и я думаю, это такое замечательное место для фестиваля, - горы, чистый воздух - всё здесь просто потрясающе. Я очень-очень счастлива, что нахожусь здесь.
- Расскажите о Вашей артистической карьере. Где Вы учились? Какие Вы помните свои первые музыкальные впечатления?
- Я начала играть на скрипке, когда мне было два года. Возможно, благодаря моей сестре-пианистке. Она жила дома, и как только я научилась ходить, я подходила к фортепиано и нажимала на клавиши, подбирала те произведения, которые она играла. Родители решили, что раз в доме уже есть одна пианистка, то я должна начать играть на скрипке. И мне очень повезло, что я играла перед самим Иегуди Менухиным, когда мне было 5 лет. Я начала учиться в его школе у Наташи Боярской, а потом через 2 года уехала в Германию и училась 10 лет у Захара Брона. Я думаю, что мне очень повезло
- Какое значение в Вашей жизни оказали занятия в классе Захара Брона?
- Я думаю, он оказал огромное влияние на мою игру своим способом преподавания. И это огромная привилегия, что мне удалось у него учиться.
- Хлоэ, а Вы знакомы с легендарными музыкантами, выпускниками класса Захара Брона Вадимом Репиным и Максимом Венгеровым?
- Вадима Репина я не знаю очень хорошо, но с Максимом Венгеровым я играла для одной телевизионной передачи. Мне было 10 лет, я играла, и он посоветовал мне представлять историю, представлять сцены, которые происходят, когда ты играешь. О чём говорит музыка? И это привнесло много нового в мою игру. Это было здорово.
- Кто еще из исполнителей оказал непосредственное влияние на ваш исполнительский стиль?
- Из тех, кто не были моими учителями, на меня оказала самое большое влияние британская скрипачка Ида Гендель. Я у неё не училась, но играла для неё много раз. Работа с ней вдохновляет, и Ида Гендель просто невероятна, она одна из самых удивительных людей, которых я когда-либо встречала.
- Хлоэ, я знаю, Вы неравнодушны к музыке современных композиторов, включаете в свои программы современные скрипичные концерты Ф.Гласса, Д.Адамса
- Я нахожу концерт Джона Адамса очень интересным. В нём есть как бы много планов, слоёв. Первая часть такая мистическая, иногда музыка становится даже агрессивной, но, я думаю, это замечательная музыка, там столько всего в ней происходит... Вторая часть изумительна по мелодической красоте. Я исполняла это сочинение уже в этом году в феврале, и даже встречалась с композитором. Мне очень повезло, потому, что он мне подсказывал идеи, как я должна играть. Да, я исполняю много современной музыки. Это очень увлекает.
- А как Вы сочетаете Ваши камерные концерты с оркестровыми выступлениями?
- Я играю достаточно много камерной музыки, и много с оркестром тоже. Вы знаете, для меня выступление с оркестром - это тоже как бы камерная музыка, но в большем масштабе: я считаю, что взаимоотношения с оркестром очень важны, это не то, что кто-то кому-то аккомпанирует. И всегда очень важно знать, что происходит в определенный момент времени, когда ты играешь. И камерная музыка мне в этом очень сильно помогает. Я с огромным удовольствием играю камерную музыку, нахожу это очень увлекательным занятием. Прекрасно, что есть этот баланс и возможность играть и то, и другое.
- Хлоэ, какие фестивали сегодня Вы считаете для себя наиболее важными?
- Есть так много прекрасных фестивалей, невозможно сказать, какой из них наиболее важный, потому что особенно летом их превеликое множество! Столько великолепных музыкантов встречаются и играют вместе. Но этот фестиваль в Габале просто великолепный, и природа здесь невероятно красива. Я очень люблю играть на открытом воздухе, не знаю почему, но мне это очень нравится. Когда я играю, я могу видеть горы и такой великолепный ландшфат.
- Хлоэ, каждый раз, выходя на сцену, какие чувства Вы испытываете?
- Я думаю, это прекрасно, что в музыке всегда можно найти что-то новое особенно тогда, когда ты работаешь с разными оркестрами. Так что я просто нахожу это занятие очень интересным. И мне так повезло, что я играю на скрипке, что я исполняю музыку, потому, что я делаю то, что я люблю, каждый день. Каждый способен понимать музыку, так что для меня - это язык, который понимают во всём мире: неважно, откуда ты родом, сколько тебе лет, музыка всегда говорит с тобой, и я чувствую себя очень счастливой, что я могу исполнять музыку для других людей.
В романтической миниатюре Камиля Сен-Санса проникновенное нежное звучание скрипки Хлоэ Ханслип гармонировало с устойчивой интеллигентной игрой Лондонского Королевского оркестра под управлением Дмитрия Яблонского.
Интервью с Фархадом Бадалбейли
Уникальность программ Лондонского королевского оркестра заключалась еще и в обширном многообразии композиторских имен. Наряду с русской и европейской классикой дирижеры Рауф Абдуллаев и Рамиз Мелик-Асланов представили слушателям немалое количество музыки азербайджанских авторов: Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова и Тофика Гулиева, чью Лезгинку «Гайтагы» для ф-но с оркестром феерично исполнил артистический директор фестиваля известный азербайджанский пианист Фархад Бадалбейли.
Фархад Бадалбейли, азербайджанский пианист
Фото с официального сайта фестиваля www.gabalainternationalmusicfestival.com
- Фархад Шамсиевич, в этом году в отличие от прошлого нет конкурса в будущем эта практика будет множиться?
- Я думаю, что на будущий год мы сделаем направление мастер-классов и конкурсов. То есть будем чередовать один год чисто музыкальный фестиваль, а другой отдавать предпочтение более молодым.
- На фестивале уделяется большое значение камерным программам это будет продолжено в будущем?
- Обязательно. Трио, дуэты эти формы камерного музицирования очень демократичны и элитарны одновременно. Бесконечное количество музыки, которое очень редко играется.
- Фестиваль становится заметным и популярным, с каждым годом здесь все больше туристов, приток людей разных культур
- Я думаю, это очень важно для развития туризма этого края. Конечно, здесь потрясающие отели, потрясающие условия жизни я думаю, для туристов это будет просто рай.
- Я знаю, что для участников фестиваля и гостей здесь организовываются дополнительные экскурсии это тоже одна из «изюминок»?
- Да, потому что Габала это древняя столица Албании. Здесь очень интересные албанские христианские храмы. Об Азербайджане, наверное, в Европе информация связана только с нефтью или карабахским конфликтом, а когда они приезжают, они видят совершенно другую страну. Во-первых, она развивается огромными темпами. Во-вторых, здесь огромная музыкальная культура это произведения Гаджибекова, Караева, Амирова, Ниязи; это совершенно фантастический мугам, который ЮНЕСКО признал шедевром человечества. Поэтому они открывают для себя заново и Азербайджан тоже. Как это так в мусульманской стране есть такая высокая степень развития симфонической культуры. Конечно, это чисто европейский, российский продукт. Тут надо добрым словом помянуть нашу дорогую Московскую консерваторию, наших учителей великого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, который был учителем и Кары Караева, и Ахмеда Гаджиева, все время приезжал; конечно, нашего дорогого Славу Ростроповича, который десять лет подряд приезжал в Баку и с мастер-классами, и с концертами, и всегда поддерживал азербайджанских музыкантов. В этом смысле роль России в развитии нашей музыкальной культуры находится на высочайшем уровне.
Интервью с Борисом Березовским
Торжественным гала-концертом из сочинений Сергея Рахманинова завершился второй международный праздник музыки в азербайджанской Габале. В Третьем фортепианном концерте Рахманинова солировал пианист Борис Березовский.
Борис Березовский, пианист
фото с сайта www.askonasholt.co.uk
Борис Березовский: Я в первый раз сюда приехал и, конечно, нет слов, чтобы выразить восторг по поводу и места, и самого фестиваля, и вообще по поводу всего, что здесь происходит. Уникальный совершенно курорт, потрясающая природа. Здорово, что появляются такие места, а то все время Швейцария. Не надо туда ездить, здесь потрясающе. И фестиваль замечательный.
- Борис, а сейчас Вы здесь оказались, наверняка, в окружении каких-то других заметных европейских фестивалей?
- Я был в Италии Марино ди санте Пьетро - это самый шикарный итальянский курорт. Там один мой друг организовал тоже фестиваль, мы там играли. До этого я был на фестивале «La Roque d`Antheron» во Франции самом крупном пианистическом фестивале в мире, который организовывает Рене Мартин (Rene Martin). Это все площадки на открытом воздухе
- Что бы Вы хотели пожелать этому молодому фестивалю, наверное, им нужен зал, ведь концерты open-air не всегда предсказуемы?
- Знаете, тут два варианта либо зал, либо просто сделать очень хороший open-air. Потому что в принципе open-air в этом климате вполне возможен (здесь дождей то в этом сезоне почти не бывает). Можно сделать очень хороший зал, но для этого тоже нужен какой-то специалист. Я бы предпочел открытый воздух, потому что, конечно, здесь так красиво. Потрясающая публика, люди приезжают из Баку, из Грузии мне очень нравится здесь и я буду сюда с удовольствием приезжать.
В ночном небе уже сияли звезды, когда завершились звуки рахманиновской музыки. Публика восторженно встречала артистов, и награждала их продолжительными овациями. Грандиозный праздничный салют стал финальным аккордом габалинских вечеров. Хочется верить, что в следующем году подобные музыкальные торжества станут не менее привлекательными и запоминающимися. Ведь слушать музыку на открытом пространстве в окружении гор и лесов заполняет сердце любого слушателя теми незабываемыми мгновениями прекрасного, которых нам так иногда не хватает в суетном потоке жизни.
Виктор Александров с концертов II Международного музыкального фестиваля в Габале, Азербайджан, специально для радиостанции «Орфей»