«Конец эпохи» - так директор издательства Oxford Press Найджел Портвуд назвал решение прекратить выпуск бумажной версии знаменитого «Оксфордского словаря английского языка» (Oxford English Dictionary). Как он пояснил, заказы на он-лайновую версию словаря два миллиона в месяц - во много раз превосходят объем продаж книжного издания.
«Рынок печатных словарей просто исчезает, его падение составляет десятки процентов в год», - заметил Найджел Портвуд. Последний бумажный выпуск словаря в 20 томах стоимостью $1200 был продан в количестве 30 тысяч экземпляров. Он-лайновый же выпуск обходится подписчикам в $225 в год.
Первое издание Оксфордского словаря, считающегося нормативом английского языка, стало выходить в 1884 году и было завершено в 1928 году. Второе издание, опубликованное сто с лишним лет спустя в 1989 году, насчитывает 291.000 статей и 2 миллиона источников цитирования. Сейчас бригада в составе 80 лексикографов готовит третье издание. По словам Портвуда, оно уже завершено на треть. Дату выхода он не назвал.
Большой оксфордский словарь английского языка будет жить в Интернете, где он уже доступен в течение десяти лет. В месяц у нему обращаются более 2 миллионов раз. Стоимость годовой подписки составляет 205 фунтов стерлингов плюс налог на добавленную стоимость (НДС). OUP также получает комиссионные от поисковика Google, который использует фирменный Оксфордский словарь в своей системе.
Само слово Google было добавлено в словарь в качестве глагола в 2006 году, через сто лет после того, как Герберт Уэллс в своем романе "Спящий проснется" впервые предсказал, что когда-нибудь вся мировая литература будет доступна для чтения с экрана.
Печатные словари, а также иллюстрированные справочники и атласы постепенно становятся достоянием истории. Портвуд предсказывает, что они "проживут" еще максимум 30 лет.
Серьезные изменения вплотную подобрались к издательской индустрии. Скажем, в США впечатляющих объемов достигли продажи электронных книг, некоторые издания продаются лучше, чем их аналоги в твердом переплете.