В пятницу в столице Шотландии Эдинбурге открылся 64-й фестиваль искусств "Фриндж", считающийся самой большой в мире демонстрационной площадкой современного театра.
На протяжении трех недель на 250 сценах в Эдинбургае выступят около 21 тысячи артистов. Появившись как неформальная ветвь более традиционного Международного фестиваля искусств в Эдинбурге, "Фриндж" сейчас является крупнейшим мероприятием своего направления. В этом году зрителей зазывают на 2,5 тысячи самых разных представлений - это на 300 больше, чем год назад.
На "Фриндж", как всегда, съехались артисты экспериментального театра, музыки неожиданных направлений, циркачи-самоучки и юмористы разговорного жанра, который сейчас во многих странах мира - по примеру английского языка - называют стендап-комеди.
Один из коллективов - российская труппа современного танца Kro.Me.Slow, которая в этом году дебютирует на фестивале с новым спектаклем "Бессонница".
"Мы считаем себя экспериментальной труппой, - говорит художественный руководитель Варвара Сазонова. - Мы работаем на стыке драмы, пластики и танца. И "Фриндж" - это фестиваль, где много именно экспериментальных трупп".
Варвара объясняет, что ее и ее единомышленников привлекает "возможность рассказать историю" на языке пластики: "Пластика дает возможность интернационального разговора. Поскольку здесь нет слов: язык движений понятен человеку, говорящему на любом языке".
По словам Варвары Сазоновой, главная цель поездки Kro.Me.Slow в Эдинбург - понять, интересен ли их стиль международной аудитории. Но для большинства артистов "Фриндж" - это, в первую очередь, уникальная возможность оказаться замеченными, давая по нескольку представлений в день, включая бесплатные уличные.
"Основной смысл - завести знакомства, заручиться связями и открыть для себя новые возможности", - говорит Ник Дудсон из а капелла-хора "Magnets", для которого этот год в Эдинбурге - уже пятый.
"Фриндж" считают идеальным местом для дебютов и проверки нового материала, поскольку здешняя публика знаменита своей открытостью и терпением. Те, кто приезжают в Эдинбург, на время фестиваля обычно ставят себе задачу посещать по три-четыре выступления в день, зачастую даже не заглядывая в афишу или в интернет, чтобы узнать подробности о выбранных ими артистах.
Но даже в таких "тепличных" условиях бывает очень трудно достойно выдержать конкуренцию. Австралийский юморист Адам Хилл - завсегдатай "Фринджа" с 13-летним стажем - так вспоминает свой первый год: "Мои родители прилетели из Австралии, чтобы засвидетельствовать первый опыт сына на фестивале "Фриндж". И в тот день, когда они пришли на меня посмотреть, в зале было 7 человек, включая их самих".
Однако для некоторых участников фестиваля 7 человек в зале - уже огромный успех. Причем бывает так, что и не всегда заслуженный.
"Давайте смотреть на вещи трезво, - предлагает известный британский актер и юморист Алистер Макгоуэн. - Да, некоторые шоу, увиденные здесь, вы никогда не забудете - в самом хорошем смысле. Но в то же время я скорблю по многим мучительным часам моей жизни, проведенным в здешних театрах. Как бы я хотел вернуть их назад".
По материалам BBC Russian