XVIII Международный музыкальный фестиваль искусств «Звезды белых ночей» постепенно близится к своему завершению. Заметной яркой оперной премьерой форума стала одна из ранних исторических драм Джузеппе Верди «Аттила».
Действие оперы происходит в 453 году, на сцене мы видим варварские племена гуннов и остготов, беспощадно нападающих на Римскую империю. Варварские полчища возглавляет предводитель гуннов Аттила. В центре сюжета его столкновение с бесстрашной римлянкой Одабеллой.
"Аттила" - историческая драма Джузеппе Верди / фото с сайта www.mariinsky.ru /
«Аттила» - историческая трагедия Джузеппе Верди наряду с «Набукко», «Эрнани» и «Ломбардцами». В репертуаре Мариинского театра сравнительно редко исполняемая «Аттила» - это уже десятая опера Джузеппе Верди. Постановщиком стал немецкий режиссер мексиканского происхождения Артуро Гама. Не осовременивая постановку, он в то же время не придерживался слишком подробной исторической достоверности.
Артуро Гама: «Мне не хотелось переводить в современность этот известный исторический сюжет противостояние Древнего Рима и варварских племен. Зачем превращать Аттилу в Гитлера? У зрителя должна быть возможность самостоятельно примерить историю на себя и на свое время. В каждой стране были свои тираны, свои диктаторы, так что каждый сможет увидеть в этой постановке нечто свое. Эта опера о мире, о войне, о самых естественных вещах жизни. Я не могу это выразить словами, все сказано в музыке Верди. Эта история, она и есть концепция и не более того »
Немецкий художник-постановщик Франк Филипп Шлоссманн избрал нарочито условную декорацию с использованием видеоряда, создав на сцене атмосферу беспросветного мрака, что соответствует внутреннему смыслу исторического сюжета и музыки Верди.
Рим под угрозой нашествия варварских полчищ. Драматический конфликт спектакля воплощается в отношениях жестокого гунна Аттилы и беззаветно преданной отчизне римлянки Одабеллы. В главных партиях успешно выступили Ильдар Абдразаков и Мария Гулегина.
Ильдар Абдразаков о своем герое хладнокровном вожде гуннов Аттиле: «Ну, все мы прекрасно знаем кто такой Аттила. Я для себя просто нарисовал картину, нарисовал именно персонажа. Эта опера не «Дон Жуан» Моцарта, не «Свадьба Фигаро», где нужно очень много двигаться по сцене. Здесь нужно показать именно красоту голоса, потому что здесь очень много кантиленной музыки. Я тоже очень заинтересовался, очень влюбился в эту партию. Тем более, тогда это была запись из Ла Скала, потом это было мечтой для меня; через десять лет моя мечта сбылась».
« Мне жалко, что Аттила так умирает. Конечно, было бы здорово, если бы он умер в какой-нибудь баталии, а здесь вдруг раз, без кинжала то есть его здесь убивают как-то неправильно. Поэтому, конечно же, жаль Аттиле умереть от руки женщины не очень приятно »
Мария Гулегина одна из опытных исполнительниц вердиевских героинь. Особенно ей удаются роли сильных, порой коварных женщин, среди которых и партия Одабеллы, которую артистка неоднократно пела на разных оперных сценах мира.
Мария Гулегина: «Я пела хорошие постановки, я пела это в Ковент-Гардене, прекрасную постановку пела в Хьюстоне, пела в Чикаго. В этом образе меня все притягивает просто какие-то ее обстоятельства, то, что она еще не знает сама, что влюбилась в Аттилу, но для нее родина дороже. Это и есть человеческая цельность, в ней нет ничего бабского, в ней какая-то великая сила воина. Родина, мать это то, чему нельзя изменить, то, чего нельзя никогда предать.
Прекрасная постановка! Я должна сказать, что я счастлива. <..> У Артуро замечательная сценография. Конечно, можно делать «Аттилу» более цветную (как я пела в Париже там и оранжевый, и синий, и зеленый, и разные цвета), но зато нет боли, нет такой, знаете ли, суровости »
В остальных ролях были заняты известные солисты Мариинского театра: Владимир Ванеев (Эцио) и Евгений Акимов (Форесто). Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев считает обращение к этой патриотической опере Верди вполне своевременным.
Валерий Гергиев: «Я очень доволен результатом. Мне кажется, что великолепный состав исполнителей, не говоря уж о таких как Ильдар Абдразаков, который в этой партии сегодня, наверное, уже стал лучшим исполнителем в мире. Есть такие авторитетные мнения, и я к этим мнениям, пожалуй, охотно присоединяюсь. Опера «Аттила» - это произведение скорее раннего периода, нежели среднего. Верди писал оперу, будучи очень увлеченным этим сюжетом. Аттила предводитель гуннов, который был близок к тому, чтобы разорить едва ли не всю Римскую империю. Можно себе представить мощь и дикость этих образов. Мы обязательно будем предлагать этот спектакль всем любителям оперы. Мне почему-то кажется, что он будет очень хорошо принят. Огромный эмоциональный заряд в опере, безусловно, заложен. И я думаю, это сегодня выплеснулось на публику. Можно абсолютно уверенно говорить о том, что и второй состав, и даже третий состав у нас тоже готовятся выйти на сцену, и тоже блеснуть, и показать хорошее качество. Наши гости постановщики тоже решили не мудрить и не делать далеких сценических решений, которые войдут в конфликт с этим упрямым и почти неумолимым характером звучания каждого эпизода. Очень трудно входить в соперничество с Верди какому-либо художнику или режиссеру. К счастью, эти мастера пошли за композитором».
Хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучали стихийно и захватывающе, особенно это было ощутимо в волнующей финальной сцене, где Одабелла безжалостно закалывает вождя гуннов, явившегося, чтобы захватить ее родную страну.
В последующих спектаклях в «Аттиле» выступит уже другой состав солистов, в числе которых Вадим Кравец и Млада Худолей; за дирижерским пультом снова маэстро Валерий Гергиев. Популярность музыки Верди позволяет надеяться на то, что спектакль удержится в репертуаре театра