В минувшую субботу в Санкт-Петербурге с оркестром Мариинского театра выступил один из лидеров современного дирижерского искусства Эса-Пекка Салонен. Темпераментный финский маэстро почти каждый год принимает участие в масштабном фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей». В настоящее время Эса-Пекка Салонен возглавляет Лондонский оркестр «Филармония». С этим коллективом Салонен провел уникальную серию концертов под названием «Город грёз». Этот цикл был задуман дирижером и композитором Эсой-Пеккой Салоненом как своеобразное приношение венской музыкальной культуре первой половины ХХ века. Надо сказать, подобный проект вызвал небывалый общественный резонанс у англичан. В предстоящем сезоне у Эсы-Пекки Салонена значительные концерты с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Чикагским оркестром, Камерным оркестром имени Малера и оркестром Баварского радио.

Выступление в Санкт-Петербурге на «Белых ночах» Эса-Пекка Салонен считает одним из главных концертов сезона. Каждая новая встреча с оркестром Мариинского театра сулит немало ярких творческих мгновений и неожиданных открытий.

Эса-Пекка Салонен: «Вообще-то в оркестре Маринского театра много моих старых друзей. Хотя я не часто провожу время с этим коллективом, но мы знакомы уже более 10 лет. Они уже знают кто я такой, поэтому я чувствую себя более уверенным. Вообще для финских дирижеров увлекательная и естественная черта — возвращаться в Петербург. Здесь выступает немалое количество финских музыкантов. Если говорить в дирижировании, то это очень странная профессия в том смысле, что есть много способов дирижировать оркестром и можно достичь фантастических результатов, пользуясь этими разными способами, то есть нет готовых рецептов; это всё более сложно, потому что речь идет не только о музыке, но и о том, как ты связан с другими людьми. Нет простого ответа на этот вопрос. Но я думаю, что самое главное, что музыка что-то означает для тебя. И тогда она тоже будет что-то означать и для оркестра. Это важно. Оркестр нуждается в предложениях, импульсах, воображение при этом играет главенствующую роль. Не так давно мы встретились с маэстро Гергиевым в Лондоне. И я спросил его: «Что можно исполнить на фестивале «Звезды белых ночей»»? Маэстро предложил французскую музыку. Одно из моих самых любимых сочинений Гектора Берлиоза — драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Это был отличный, правильный выбор. А потом мы решились на дополнение к программе концерта - Этюд для 23 струнных «Метаморфозы» Рихарда Штрауса

Необычайная глубина, духовная наполненность, ощущение безмятежности покоя чувствовалось в самобытной интерпретации Эсы-Пекки Салонена. Струнная группа Мариинского театра в Этюде «Метаморфозы» звучала лирично и мягко. Артисты оркестра продемонстрировали великолепие ансамблевой игры и органичный подход к тембрам.

Концерт оркестра Мариинского театра под управлением Эсы-Пекки Салонена проходил под эгидой Года России - Франции. Не случайно в программу было включено одно из внушительных по своим гигантским размерам творение Гектора Берлиоза драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Вокальные партии исполнили ведущие солисты оперной труппы Мариинки — Екатерина Семенчук, Дмитрий Воропаев и Евгений Никитин. Эса-Пекка Салонен инстинктивно ощущает драматическую основу сочинения Гектора Берлиоза.

Эса-Пекка Салонен: «На самом деле я исполнял отдельно оркестровые части из «Ромео и Джульетты» Бердиоза, много раз. Но я никогда не дирижировал всем произведением целиком, так что это был потрясающий опыт. Кроме того, сегодня вечером я обнаружил параллели, которые я делал уже и раньше между русской музыкой и Берлиозом — как французский классик повлиял, например, на Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского... Я думаю есть очень сильная связь между Берлиозом и русской музыкальной культурой».

В. Александров: «Какие звучания Вы для себя открыли в партитуре Берлиоза, в звучании Мариинского оркестра и знаете ли Вы интерпретации Колина Дэвиса? Советовались ли вообще с этим дирижером по поводу исполнения?»

Эса-Пекка Салонен: «Я большой поклонник Колина Дэвиса, неоднократно встречался и общался с ним. Но мы не говорили о Берлиозе особенно. Я вырос исключительно на немецкой традиции. Но что-то случилось со мной 10-12 лет назад. Я стал кропотливо изучать музыку Гектора Берлиоза. С тех пор я дирижирую почти всеми его произведениями. И сейчас Берлиоз — один из самых моих любимых авторов».

Впереди у Эсы-Пекки Салонена фестиваль стран балтийского моря, который финский маэстро регулярно проводит совместно с Валерием Гергиевым. В августе этот форум стартует в Стокгольме. А встречи Эсы-Пекки Салонена с петербуржской публикой произойдет скорее в следующем сезоне.


Виктор Александров, из Концертного зала Мариинского театра, Санкт-Петербург, специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей