Примечательным событием в балетной программе XVIII фестиваля искусств «Звезды белых ночей» стало капитальное возобновление исторической постановки Леонида Якобсона «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Это уже третий балет хореографа, восстановленный за последние годы. Но если «Болт» Дмитрия Шостаковича почти не задержался в репертуаре, то прошлогодняя постановка «Шурале» Фарида Яруллина нашла большую популярность у публики.

«Спартак» был впервые поставлен в 1956 году. В свое время этот балет произвел небывалый фурор. Для той эпохи спектакль был совершенно необычен. Ответственным репетитором по возобновлению спектакля стал Вячеслав Хомяков.

 

 

Вячеслав Хомяков: «Я считаю актуальным хранить то наследие, которое нам досталось. А «Спартак» - это одна из балетных вершин в истории Мариинского театра. Совсем неплохо, если подобные вещи будут возвращаться. В этой постановке в качестве и консультантов, и ассистентов, и репетиторов принимают участники первой премьерной постановки. Могу назвать Алфимову, Легат, следующая волна это уже Елена Евтеева,  Реджепмырат Абдыев, Аннэлина Каширина; Борис Брегвадзе – педагог, который меня консультировал по роли Спартака, первый исполнитель этой партии.  Театр репертуарный, труппа довольно многочисленная. Так масштабно сейчас мало кто ставит. Скорее всего, никто не ставит – с таким количеством людей, полнометражно, триумфатно, поэтому нам как раз под силу показать в полном блеске и труппу, и свои возможности именно на таких премьерах, будь то классика советская или дореволюционная…»

В «Спартаке» Якобсон полностью отказался от классического танца и сделал ставку на декоративный рисунок хореографии, заимствованных из античных росписей. В сочетании с роскошью сценографии возникали картины римской жизни – монументальные и величественные. Но сегодня такая концепция спектакля явно сможет удовлетворить не всех, так как чисто танцевальная сторона в балете практически отсутствует, будучи заменена пантомимой, шествиями и гладиаторскими боями. Реконструкцию декораций и костюмов осуществили Батожан Дашицыренов, Сергей Грачев и Ирина Коровина. Хореографию восстановили Елена Евтеева, Константин Заклинский, Маргарита Алфимова и другие участники той исторической премьеры предыдущего возобновления 80-х годов прошлого столетия. В роли Спартака выступил прославленный премьер Мариинского балета Игорь Зеленский, который специально прибыл из Новосибирска, где в настоящее время возглавляет балетную труппу, чтобы исполнить героическую и в то же время трагическую роль античного героя.

Игорь Зеленский: «Я очень рад, что театр принял такое решение, возобновить постановку. Была очень напряженная работа, я давно хотел станцевать Спартака, но, к сожалению, так и не получалось. Драматический балет, и он как бы очень эмоциональный. Особо, как вы заметили, нету такой большой прыжковой техники, но, в общем-то, он не из легких спектаклей. И, конечно, он много эмоций занимает у артистов, приятно в этот момент находиться в театре, когда все от служб до оркестра находятся в сильном нервном подъеме».

Остальные ведущие партии на премьере исполнили молодые звезды Мариинки. Виктория Терёшкина – хрупкая и в то же время волевая Фригия.

Виктория Терёшкина: «Эти два сезона у меня получилась такая ступень из четырех лестниц – это Джульетта, потом Жизель и сейчас Фригия в «Спартаке» - наверное, самое большое для меня событие именно как для актрисы. Нам очень повезло, что партию Фригии с нами готовила Елена Викторовна Евтеева, которая сама танцевала эту партию; есть очень хорошая запись, я очень много ее смотрела, старалась как губка впитывать все, что он говорила на репетициях. Но, честно говоря, если это и была победа, то это ее победа, а не моя, потому что она очень много вложила».

Коварную обольстительницу Эгину ярко и броско станцевала Екатерина Кондаурова.

Екатерина Кондаурова: «Ориентироваться было, конечно, сложно, потому что не осталось видеозаписей,  я только могла смотреть фотографии, которые уцелели. И по каким-то позировкам, по тому, как она выглядела на этих фотографиях – поворот головы, что-то в глазах, что можно было прочесть – пыталась какие-то намеки, может быть, добавить в роль. Но по большому счету, конечно,  большее влияние оказали более современные исполнительницы – это и Алфимова, которая показывала, и Валуева, которая была на видео, ну, и конечно, я просто изучала материалы по поводу этого спектакля. Вообще, тема «Спартака», этих гетер и патрицианок, сделала какой-то совместный образ в своей партии».

Участники спектакля вложили много эмоций и внутренней самоотдачи в свои роли, наполнив их глубоким драматизмом. Однако, будучи лишены танцевального материала, большинство их них были вынуждены изображать скульптурные группы, что мало соответствовало динамичной музыке Арама Хачатуряна, которая звучала особенно свежо и колоритно в интерпретации главного дирижера Театра оперы и балета Армении Карена Дургаряна.

Карен Дургарян: «Арам Ильич Хачатурян жил и творил в советское время в России. Может быть, это бала такая ламинарная связь между музыкальной школой России и Армении, потому что в итоге наша армянская школа построена на основе русской и немецкой. Благодаря Араму Ильичу и такой музыке мы могли общаться. Мариинский театр – это великолепнейший оркестр, как они отдают всю энергетику Арама Ильича! Может быть, у меня было впервые такое впечатление во время ведения спектакля – я был счастлив в этот момент…»

Сможет ли реконструированный «Спартак» Леонида Якобсона завоевать любовь нового поколения зрителей – вопрос не праздный, ведь от этого зависит срок его дальнейшей сценической жизни…

Виктор Александров, корреспондент радио "Орфей" 

 

Ссылки по теме:

>> О возобновленном балете "Спартак" на сайте Мариинского театра

>> Видеосюжет о репетициях и подготовке балета "Спартак" на сайте Мариинский Медиа

Вернуться к списку новостей