Одним из настоящих откровений XVIII  петербургского музыкального марафона «Звезды белых ночей», который продолжается в эти дни в Санкт-Петербурге, стал единственный клавирабенд молодого киатйского пианиста Юнди Ли. Петербургский концерт стал российским дебютом для виртуоза. В то время как на Западе часто можно встретить его имя на афишах крупнейших концертных залов.

Двое лучших китайских пианистов в настоящее время  — Ланг Ланг и Юнди Ли. Первый из них неоднократно бывал с концертами в России, а вот его младший коллега  знаком большинству меломанов только благодаря аудиозаписям. Между тем карьера Юнди Ли складывалась фантастически успешно: в 18 лет он выиграл престижнейший конкурс имени Шопена в Варшаве и обратил на себя внимание авторитетнейших музыкантов современности. Уникальность той победы заключается еще и в том, что Юнди стал  самым молодым лауреатом и обладателем 1-й премии за всю 15-летнюю историю шопеновского конкурса. С той поры Юнди Ли признанный мастер исполнения произведений польского гения. В нынешнем году Юнди Ли принимал участие в варшавских торжествах, посвященных 200-летию Ф.Шопена. В Петербург пианист привез монографическую программу, составленную из сочинений польского классика.

 

 

Что Вас особенно привлекает в музыке Ф.Шопена?

Юнди Ли: Музыка Шопена прекрасна. Для меня эта  музыка превыше всего еще с момента конкурса в Варшаве, когда мне было 18 лет; на этот конкурс меня отправило китайское правительство. В нынешнем году 10 лет прошло с тех пор, и одновременно исполнилось 200 лет со дня рождения Шопена. У меня много проектов, связанных с этой датой: концерты, новые записи. Недавно вышел диск с собранием всех Ноктюрнов.  

Кто из интерпретаторов музыки Шопена оказал наибольшее влияние на Ваш исполнительский стиль?

XX век подарил нам несравненное количество знаменитых  исполнителей, каждый из которых открыл миру своего Шопена. Я имею в виду Рихтера, Горовица, Поллини, Микеланджели. У каждого исполнителя свой собственный характер. Я считаю, что каждый из них заслуживает  отдельного внимания. Это все равно, как я последние несколько дней ходил по Петербургу и смотрел живопись. У каждого художника есть определенная деталь, заслуживающая внимания зрителя.

Какое впечатление на Вас произвел этот город?

Петербург оставил неизгладимые яркие впечатления в моей памяти, в особенности сильное культурное ощущение от посещений Эрмитажа и нескольких картинных галерей. Культурная жизнь Петербурга очень богата и славна традициями. Это дало мне вдохновение для моей музыки.

Кто из исполнителей-педагогов оказал влияние на Вашу исполнительскую манеру?

Мой китайский учитель, профессор Чжао Дан, у которого я проучился с 9 до 18 лет. Его уроки оказали на меня наиболее глубокое влияние. В 18 лет я отправился в Германию, где  совершенствовался исполнительскому мастерству у другого профессора  в Ганноверской высшей школе музыки и театра. В целом же, по моему впечатлению система музыкального образования в Китае очень похожа на русскую. Очевидно, это связано с традиционной дружбой между Советским Союзом и Россией. В поколении моего китайского учителя в то время было много русских педагогов, которые приезжали преподавать в Китай, и довольно много китайских студентов приезжали в Москву и Петербург учиться музыке. В области исполнительской техники, мне кажется, китайцы многое заимствовали из русской школы, в  области применения силы и цветовой окраски звука это наиболее заметно проявляется. Очень важно, что в России существует долгое время непрекращающаяся традиция в области классической музыки. Я очень рад , что мне предоставилась такая возможность приехать в Петербург, и публика так тепло меня приняла. Есть очень много композиторов и музыкальных произведений, которые я никогда не исполнял, но, мне кажется, что просто необходимо следовать своему настроению и играть такую музыку, которая звучит в тебе в определенный момент.

 

Поэтичнейшие ноктюрны, которыми Юнди Ли открыл свое петербургское выступление, были похожи на звучащие капли дождя; настолько хрупкой и нежной оказалась его трактовка этих миниатюр, что даже патетичный до-минорный Ноктюрн из соч.48 казался не столь драматичным, а напротив, из-под пальцев китайского пианиста, рождались таинственные созвучия, полные возвышенного благородства и сокровенности.

В бравурной поступи Героического Полонеза и  мечтательныхе четырех мазурках  (соч. 33) проявилось оригинальное восприятие китайским пианистом известных шопеновских шедевров. Что касается интерпретации Юнди Ли Второй си бемоль минорной сонаты (с траурным маршем), то здесь надо отметить несколько чрезмерную виртуозность и отчасти, даже поверхностность подхода к такому сложному циклу; в первых двух частях тяжеловесные пассажи , которые отработаны у Юнди Ли с ювелирной точностью, не отражали в полной мере глубину его индивидуального понимания музыки, однако в  Траурном марше Юнди погрузился в трагическое пространство мерных шопеновских аккордов, передав безграничное постижение горя и страдания, прерываемое лишь мгновениями безмятежного покоя средней части.

Выступление в Концертном зале Мариинского театра стало для Юнди Ли подлинным откровением.

Юнди Ли: Я приехал на фестиваль «Звезды белых ночей» по приглашению маэстро Валерия Гергиева. Первый раз выступаю в этом прекрасном Концертном зале, очень воодушевлен его чудесной акустикой, мне очень понравилась местная публика. До этого мне уже приходилось работать с Валерием Гергиевым в Японии с оркестром Мариинского театра (это очень выдающийся, необычный дирижер), и я с нетерпением ожидаю следующей возможности поработать вместе с ним.

Следующим гостем «Звезд белых ночей», который представит шопеновскую программу, станет московский пианист Алексей Володин. Его концерт запланирован на 6 июля.

 

Виктор Александров из Концертного зала Мариинского театра, СПб, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей