Небывалые аншлаги наблюдались в два вечера на сцене Концертного зала им. Чайковского. События, развернувшиеся на одной из главных филармонических сцен столицы, были подобны футбольному матчу. Москву впервые посетил один из харизматичных молодых лидеров современной дирижерской школы Густаво Дудамель и возглавляемый им Венесуэльский Молодежный оркестр имени Симона Боливара.
29-летний Густаво Дудамель сегодня невероятно востребован в мире, его мечтают заполучить импрессарио самых элитных оркестров планеты. Однако энергичный маэстро предпочитает проводить большую часть своего творчества с оркестром им. Симона Боливара, в котором сам Дудамель и сформировался как музыкант.
Густаво Дудамель: «Я начинал играть в этом оркестре еще ребенком. Виртуозность качество, которое культивируется в этом коллективе, но не является самоцелью. Это особая магия сыгранности. Музыка является несомненной дисциплиной для всех, кто там участвует. Музыкальность неотделима от виртуозности. Они скорее друг друга дополняют и основывают, разделяя тем самым экспрессивность и технику. Мы уже 11 лет как играем вместе. В этом и заключается один из секретов оркестра».
Густаво Дудамель / фото с официального сайта дирижера www.gustavodudamel.com /
Чем же так привлекает этот молодежный коллектив и его лидер?
Дело в том, что Венесуэла одна из немногих стран в мире, где целенаправленно уделяется внимание музыкально-эстетическому воспитанию молодого поколения. 35 лет прошло с той поры, как была основана система, дающая возможность получать музыкальное образование детям из социально незащищенных семей. Невероятно, но уже с 4-х лет детей обучают музыке и игре в детских симфонических оркестрах, которые финансируются из бюджета правительства Венесуэлы. 250 000 человек вовлечены в этот уникальный процесс. Около 5.000 из них стремятся стать дирижерами, что, впрочем, соответствует художественному кредо основателя воспитывать новых дирижеров.
Идейным вдохновителем подобного чуда является доктор, музыкант и экономист Хосе Антонио Абреу: «Для детей, с которыми мы работаем, музыка практически единственный путь к достойному общественному статусу. Бедность это одиночество, печаль, неизвестность. Оркестр это веселье, мотивация, совместная работа, стремление к успеху».
В чем же, по его мнению, секрет столь долгого и продуктивного существования этой системы?
Хосе Антонио Абреу: «Это государственный проект. Музыкальное образование бесплатное и обязательное. С самого раннего возраста дети получают музыкальные инструменты и играют в оркестре. Играют каждый день. В настоящий момент в данный момент принимают участие 300 тысяч детей. Любой из них может стать большим музыкантом и добиться определенных успехов в артистической карьере».
Густаво Дудамеля после триумфальной победы на Международном конкурсе имени Густава Малера в Бамберге заметили сразу четырех великих дирижера современности: Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл, Зубин Мета и Даниэль Баренбойм. Дудамель получил право выступить с их оркестрами, а годом позже стал эксклюзивным артистом крупнейшего звукозаписывающей компании Deutsche Grammophon. Этого талантливого артиста уже сегодня называют вторым Бернстайном. Уже с 2006 года Дудамель возглавляет Гётеборгский симфонический оркестр, а в текущем сезоне согласился на контракт с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром.
Вернувшись из Санкт-Петербурга, где оркестр уже успел выступить на фестивале «Звезды белых ночей», Густаво Дудамель представил в Москве сразу два концерта, в программе которых помимо музыки латиноамериканских авторов прозвучали хрестоматийные симфонии Бетховена и Чайковского. Если в Пятой симфонии Бетховена оркестру иногда не доставало должной экспрессии и драматического накала чувств , то Четвертая Чайковского оставила самые яркие и волнующие впечатления. Идеальная ансамблевая сыгранность оркестра, свежесть восприятия музыки Чайковского, лирико-драматические переживания все это можно было услышать в фантастической игре венесуэльцев. И в этом несомненная заслуга их лидера, Густаво Дудамеля, который обожает музыку великого русского композитора.
Молодежный оркестр имени Симона Боливара / фото с сайта www.mariinsky.ru /
Густаво Дудамель о музыке Чайковского: «Существуют определенные традиции исполнения музыки Чайковского. Его Симфонии как и все творчество композитора настолько богато и многолико, что позволяет существованию множества интерпретаций. Каждый из великих дирижеров имеет в собственном репертуаре цикл произведений Чайковсого, и каждый из них, интерпретирует музыку Чайковского по-своему. Я бывал на концертах великих музыкантов и слушал множество легендарных записей Караяна, Бернстайна, Мравинского, Гергиева. Я координирую свое понимание Четвертой симфонии Чайковского с исполнением Мравинского».
Второй концерт боливарцев проходил в рамках серии филармонического абонемента «Молодежные оркестры мира». Звучала музыка балета «Весна священная» И.Стравинского
Густаво Дудамель о музыке Стравинского: «Я очень люблю дирижировать музыку Стравинского. Недавно вышел диск с записью «Весны священной», там же представлено сочинение другого композитора Ревуэлтаса, которого справедливо называют мексиканским Стравинским. На многих латиноамериканских композиторов большое влияние оказала фигура Игоря Стравинского, в частности ритмическая и гармоническая основы его музыки».
Временами казалось, что импульсивных музыкантов одолевала животная страсть, настолько свыклись они с этой животрепещущей партитурой. В финальной Великой священной пляске маэстро Дудамель просто неистовствовал, заряжая оркестр маниакальной энергетикой.
Гастроли венесуэльского оркестра имени Симона Боливара стали кульминационной частью прошедшего музыкального сезона российской столицы; хотелось бы чаще видеть такие оркестры на филармонических сценах. Во всяком случае, маэстро Густаво Дудамель пообещал вернуться снова в нашу страну, правда, не в Москву, а в Петербург. В ходе совместных договоренностей с Валерием Гергиевым, Густаво Дудамель в скором будущем собирается выступить с оркестром Мариинского театра, а Валерий Гергиев посетит Венесуэлу с концертами.