Лето жаркая пора фестивалей и музыкальных проектов. В Санкт-Петербурге такие форумы подобно пушкинской заре, буквально спешат сменить один - другой. Если гигантский театрально-музыкальный марафон Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» обрел внушительные временные рамки и является визитной карточкой Санкт-Петербурга, то филармоническая «Музыкальная коллекция» существует всего пятый год. В самом этом названии есть что-то раритетное, неповторимое. И действительно, формирование программ и кастинг приглашенных музыкантов фестиваля происходит особенно тщательно. Интерес общественности к событиям этого действа не ослабевает, а напротив - увеличивается. Среди многочисленной публики концерты «Музыкальной коллекции» посещает большое количество молодежи. Основная часть мероприятий проходит в Большом и Малом залах филармонии.
В этом году в рамках форума выступят всемирно известные музыканты: дирижеры Василий Синайский, Геннадий Рождественский, пианисты Елизавета Леонская и Валерий Кулешов. С особым интересом публика ждет солистов и оркестра Академии театра Ла Скала под управлением Марко Гвидарини. Среди дебютантов «Музыкальной коллекции» - арфист Александр Болдачев, и пианисты Сергей Каспров и Темиржан Ержанов.
Темиржан Ержанов сегодня один из тонких интерпретаторов романтической музыки. Символично, его монографическая программа приурочена к 200-летию со дня рождения Роберта Шумана. Кстати, в один из вечеров прозвучит рекордное количество фортепианной музыки. Этот марафон станет продолжением серии общедоступных проектов «Открытые двери». Не забудут и о 200-летии со дня рождения Фридерика Шопена. Специальным событием обещает стать приезд известного молодого корейского пианиста Кун Ву Пека. С Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Александра Дмитриева он продемонстрирует собственное прочтение фортепианных концертов Ф.Шопена.
По сложившейся традиции 4 июня в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича V юбилейный фестиваль «Музыкальная коллекция»открылся в день рождения Евгения Мравинского, который пол века руководил Заслуженным коллективом России. В программе вечера прозвучали избранные произведения Густава Малера: «Песни об умерших детях» и Четвертая симфония. За дирижерским пультом маэстро Юрий Темирканов.
Накануне открытия фестиваля состоялась пресс-конференция с участием главного дирижера и художественного руководителя Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрия Темирканова и известного американского баритона Томаса Хэмпсона. Томас Хэмпсон рассказал о цикле «Песни об умерших детях».
Т. Хэмпсон: «Безусловно это музыка о смерти. Но смерть сквозь восприятие философов и гуманистов второй половины XVIII века воспринималась как финальный момент жизни и преображение. Мы должны как живые существа принять идею смерти и понять для себя что такой смерть. Малер испытал большое влияние натурфилософии. И он верил так же сильно, как и в Бога (а он верил в Бога), что жизнь не напрасна, что смертное тело это лишь раковина, а душа проходит путь преображения. Люди должны принять идею жизни как путешествие, где смерть является важной главой, большой частью, но не обязательно концом всего. Это базис всех традиционных религий, когда поведение человека должно измениться. Потому что Боже! Ты скоро умрешь! - а за смертью или вознаграждение, или наказание. Но это вовсе не то, о чем мы должны говорить, обращаясь к Песням об умерших детях. Здесь важно, что Малер при своем выборе пяти текстов из 425 стихотворений Рюккерта, которые не были опубликованы при его жизни, он взял оттуда пять стихотворений, написал вокальный цикл. И это единственный вокальный цикл в творчестве Густава Малера. Композитор желал, чтобы песни исполнялись именно в этом порядке. И никогда по отдельности. Поэтому как ни прекрасная четвертая песня, вы не можете исполнить вне цикла. В «Песнях странствующего подмастерья» вы можете петь отдельные песни, в «Волшебном роге мальчика», в фортепианной и оркестровой версии исполняются в порядке, зависящие от исполнителя, целиком или частично. Это не имеет значения, потому что это коллекция песен. Существует очень большая разница между циклом и коллекцией песен. Малер был потрясающе практичным музыкантом. Пометки, которые он оставил для исполнителя, и альтернативы, очень ясны и интересны для дирижера.
«Песни об умерших детях» написаны в духе реквиема. Реквиема для тех, кто остался жить. Они не литургические, не предполагают благословить усопших, а очень гуманистичны по своей природе. Попытка понять скорбь и потерю через смерть любимых существ в милости к своей собственной душе, как человек будет жить дальше с одними воспоминаниями об ушедших близких.
Малер не любил смерть. Он не хотел умирать. Он никогда не радовался смерти в своей музыке. Он никогда ее не превозносил, никогда ее не звал. Поэтому если у вас возникает ощущение близости к вагнеровскому «Парсифалю» в первой из песен и вы слышите отголоски настроения «Тристана» во второй, - это в какой -то мере ярость, в какой-то мере неприятие того, что это конец всего.»
В. Александров: «Нынешний год юбилейный. Не могли бы вы рассказать о ваших малеровских программах».
Т. Хэмпсон: «Да, я пою в этом году очень много Малера. С 1 января по 15 июня у меня около 60 концертов с одними только малеровскими программами. 5-6 оркестровых программ, несколько сольных концертов. Практически я сейчас ничего кроме Малера не пою, может быть немного Листа. Я буду отмечать 150-ую годовщину со дня рождения Малера 7 июля в Чехии. Там будет часовая программа в домике, где он родился. Этот концерт будет транслироваться в сети интернет. А вечером будет грандиозный концерт под открытым небом. Будет исполнена Вторая симфония «Воскресение», несколько песен с оркестром.»
Для Юрия Темирканова Малер один из самых любимых, духовно близких композиторов. Маэстро не теряет надежд исполнить все симфонии австрийского классика, ведь у Малера нет ни одного произведения, к которому, как полагает Ю.Темирканов, он бы мог отнестись снисходительно.
Ю. Темирканов: «Ни я один в Питере Малера играю. Про Малера я могу сказать, что он мой любимый композитор. Нет ни одного сочинения Малера, к которому можно снисходительно отнестись. Хотя у многих гениев есть сочинения, которые, знаете, часто подозрительные, даже у нашего любимого Чайковского есть подозрительные пьесы. А у Малера вот почему-то нет. И вообще я не знаю, что думает человек, который про Малера говорил, что смерть еще что-то будущее. Я не знаю, что думал Малер. Мне кажется, что Малер очень грустный композитор. Во-первых он и прожил горькую жизнь, и даже в личной жизни довольно горькую. И собственно его не очень-то и любили. И то, что его потом, когда он умер, лет 30 вообще не играли, это был отголосок отношения к нему его современников. Потом к счастью Бернстайн, который знал, что такое Малер. И конечно сложность не в том, что он такие же ноты писал, как остальные. Но Малер разговаривал совсем по-другому, чем другие композиторы. Я так к старости пришел к выводу, что гений создает свой музыкальный мир, свой дух, свое произношение тех же нот, которые пишут все. Он произносит музыку только так, как может произнести Малер.»
Фестиваль «Музыкальная коллекция» продлится почти месяц. А завершится 1 июля концертом «Ночная музыка», в котором прозвучат шедевры Мендельсона, Берлиоза, Глинки и Мусоргского, навеянные образами прекрасных летних ночей.
Виктор Александров, из Санкт-Петербурга, специально для радиостанции «Орфей»