В немецком Дрездене завершается 33-ий фестиваль классической музыки Dresdner Musikfestspiele. Как известно, в этом году тема фестиваля Руссландия. В течение почти трех недель в одном из живописных уголков Саксонии выступили известные исполнители из России — солисты и оркестры. 6 июня закрытие фестиваля предоставлено труппе Государственного академического Большого театра России. Солисты, хор и оркестр под управлением Василия Синайского представили немецкой публике концертное исполнение оперы П.И. Чайковского «Иоланта». В главных партиях заняты Екатерина Щербаченко, Василий Ладюк, Михаил Казаков.

В преддверии немецких гастролей мы встретились с Василием Синайским в Большом театре.

В. Синайский: «Я в этом фестивале непосредственно принимаю участие первый раз. Но вообще я часто бывал в Дрездене, дирижировал и в Дрезденской филармонии, и в Штатскапелле. Очень люблю Земпероперу. Мне кажется, что то, что сделали такой фестиваль большой русской музыки — это здорово!»

В. Александров: «Уже второй год руководство фестиваля возглавляет молодой виолончелист Ян Фоглер. Я был несколько дней в Дрездене, и я убедился в том, как этот человек умеет заинтересовать и общественность, и музыкантов.»

В. Синайский: «Да, потому что фестиваль — это такое дело, когда устроители его должны не просто организовать приезд артистов, но и даже придумать тему. И конечно, чтобы в этом теме было что-то неожиданное. Поэтому, например, исполнение в Германии «Иоланты» - это очень здорово. Я эту оперу дирижировал неоднократно в концертных вариантах. Дирижировал ее в Гонцертгебау в Амстердаме, в Англии на Променад-концертах. Дирижировал во Франции еще с Госоркестром в 90-ом году. Но в Германии по-моему это должно быть очень необычно и любопытно.»

В. Александров: «Тем более, что немецкой публике не часто предлагают концертное исполнение русских опер».

В. Синайский: «Да, я думаю, что они совсем к этому не приучены и мне кажется, что это будет очень им полезно.»

В. Александров: «На этом фестивале представлено очень много петербургских дирижеров, выпускников класса И.А. Мусина. Это все-таки не случайно...»

В. Синайский: «Дело в том, что почти все ведущие сейчас дирижеры, и уже более старшего поколения, и среднего поколения, так или иначе объединяли свои усилия, мы иногда играли концерты совместно, под эгидой Мусина, при его жизни. И конечно все мы его помним и чтим невероятно.»

В. Александров: «Расскажите, пожалуйста, о том, как происходит репетиционный рабочий процесс с артистами Большого театра.»

В, Синайский: «Для меня было очень интересно встретиться со всем этим большим коллективом, поскольку я делал просто симфоническую программу — это была моя первая встреча, а вот сейчас уже подготовка оперы. Что я могу сказать? Много и достоинств, но есть и недостатки. Недостатки и в планировании, построении репетиций. Мне повезло, потому что на этот выезд приглашено много артистов со стороны. Хорошо этот или плохо - я не знаю, но так руководство решило. Но несколько человек очень-очень хороших. С оркестром было интересно работать, и могу сказать, что нет более ненавидимого оркестрантами спектакля, чем «Иоланта», потому что она идет чрезвычайно часто, ее ставят в последний момент, заменяя какой-то другой спектакль. Вобщем это стало такое же какое-то проходное явление. В первую репетицию я встретил какое-то такое усталое безразличие оркестра, хотя мы знаем друг друга. А вот буквально со второй репетиции пошел какой-то очень хороший нерв, творческий импульс, и я просто в последнюю репетицию получал удовольствие. Так что вобщем вот тот необходимый элемент свежести интерпретации и свежести эмоции, который конечно необходим будет при живом исполнении, мне было бы интересно потом в последствии подирижировать и спектаклем так, как он идет.»

В. Александров: «Расскажите о будущих проектах, наиболее важных, с труппой Большого театра, которые Вам предстоят.»

В. Синайский: «Я теперь занимаю пост постоянного приглашенного дирижера, один из пяти, и у каждого из нас есть свои планы. Что касается моих планов, у меня исполнение сейчас «Иоланты», потом будет постановка, подчищать мы будем «Царскую невесту». Эта опера невероятно часто идет, но мне кажется, что она требует такого очищения от многолетней рутины. Я очень люблю эту музыку, но, кстати, буду ее дирижировать первый раз в жизни целиком. И потом быстро после этого начинается подготовка и репетиции оперы «Золотой петушок», которая будет в новом варианте, с нашим уже выдающимся молодым Кириллом Серебренниковым. Вот только что мы отслушивали певцов на «Золотого петушка», и это было не просто, мы активно ведем поиск. Он уже поделился со мной своей концепцией, которую я естественно не буду пока разглашать, но это должно быть очень-очень любопытно. И будут еще симфонические концерты — в марте тоже с оркестром, уже второй раз, где я буду дирижировать симфонией Брамса, и вообще брамсовская программа. Мне кажется, что для любого оперного оркестра поиграть Брамса симфонического очень полезно и интересно. И следующие планы — это постановка оперы Р.Штрауса «Кавалер розы», которая тоже обещает быть интересной, с английским режиссером. Там мы тоже начинаем думать об исполнителях и уже начинаем к этому готовиться.»

В. Александров: «Я думаю, что это уже будет происходить на исторической сцене.»

В. Синайский: «Да, я думаю, что это будем делать там, потому что здесь немножко узковато.»

Более 100 тысяч меломан съезжаются каждый год в Дрезден на именитый европейский музыкальный фестиваль. Мероприятие проводится во всех крупных театрах и концертных залах города. Не менее ярким обещает стать и будущий 34-ый фестиваль. Dresdner Musikfestspiele пройдет с 18 мая по 5 июня 2011 года. Известны имена коллективов, которые будут гастролировать в немецком Дрездене: это оркестр Нью-Йоркской филармонии, Берлинский филармонический оркестр, пианист Аркадий Володось, и многие другие прославленные коллективы и исполнители.


Виктор Александров, специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей