В северной российской столице продолжаются концерты 18-го Международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Настоящий аншлаг случился 1 июня в Концертном зале Мариинского театра, именно там впервые выступил легендарный пианист современности Аркадий Володось. Сегодня он нечасто гастролирует в нашей стране. Поэтому единственный российский концерт в Петербурге вызвал редкий за последнее время ажиотаж.
Сегодня Аркадия Володося справедливо считают достойным последователем Рахманинова и Горовица. В самом деле, судьба уготовила артисту неожиданные крутые повороты в карьере. Музыкант родом из Петербурга, его отец был солистом Мариинского театра. Изначально Аркадий и не думал быть пианистом, до отроческого возраста он учился в хоровой капелле, и не уделял значительного времени занятиям на фортепиано. Его больше интересовала работа педагога или настройщика. Однако, увлечение пианизмом рано или поздно дало себя знать. В 1988-м Аркадий чудом поступает в московскую консерваторию в класс Галины Егиазаровой (ученицы самого Александра Гольденвейзера). Затем Володось переезжает в Европу и занимается в Париже с Жаком Рувье и в Мадриде с Дмитрием Башкировым. Знакомство с венгерским пианистом Дьердем Циффрой отложило определенный отпечаток на судьбу Володося. Как известно Циффра был феноменальным исполнителем музыки Листа. Более того, Дьердь Циффра так проникся игрой молодого Володося, что даже решил подарить ему свой рояль. Ну а затем - стремительный взлет карьеры и многочисленные ангажементы на Западе. Уже в 26 лет Володось дает свой первый сольный клавирабенд в Карнеги Холле. Успех невероятный, которого там не помнят со времен великого Владимира Горовица. Знаменательно и то, что Аркадий Володось сотрудничает с фирмой Sony Classical, с продюсером Томасом Фростом, который раньше работал с самим Горовицем.
Аркадия Володося принципиально не интересуют никакие конкурсы и награды. Пианист предпочитает сравнительно небольшое количество концертов. Володось полагает, что в музыке не может быть никаких сравнений. «В каждой программе есть свое конкретное. В этой программе я хотел сопоставить контрасты, - рассказал пианист. - Особенно, допустим, космическая музыка Скрябина, музыка - мистерия, и чистота необыкновенная в «Юмореске», невинность. Это очень большой контраст психологический. А второе отделение Альбенис, он же вышел во многом из Листа, я хотел это сопоставить. А Момпоу это испанский Равель. То что слышится на сцене, это совсем не то, что слышит публика. Мне сегодня говорили, что в левой руке басов не было. Но в одном конце зала одна акустика, с лева уже не слышно левую руку. Это такое тонкое дело. Музикферайн там потрясающая акустика, но публика очень консервативная. Для них Скрябин был пыткой, а здесь в России любят Скрябина.»
Аркадий Володось явление в пианистическом мире уникальное. При совершенной исполнительской технике, не имеющей определенных границ, Володось сочетает в своей игре подлинные качества музыканта-мыслителя и философа. Володося смело можно отнести к разряду музыкантов, у которых форма музыкального произведения рождается непосредственно в процессе исполнения. Музыка для него как вселенная звуков, в которой он подобен проводнику музыкального космоса для слушателя. Пианисту доступны любые сферы фортепианной музыки. Он с одинаковым удовольствием сочетает контрастные стилевые направления.
Поэтому закономерно включение в программу петербургского вечера поздних мистических опусов Александра Скрябина. В каждой из миниатюр Володось сотворил настоящее магическое действо: при сдержанных движениях и отстутствии экспансивной мимики под пальцами Володося рождались таинственные каскады неведомых созвучий и волшебных гармоний. В одной из таких пьес «Гирлянды» можно было услышать отзвуки дальних колоколов.
Аркадий Володось познакомил российского слушателя и с малоизвестными произведениями испанских композиторов эпохи Ренасимьенто Исаака Альбениса и Федерико Момпу.
Изысканные «Детские сцены» Момпу, написанные не без влияния французских импрессионистов, сменила ориентальная Испанская фантазия Исаака Альбениса. Володось инстинктивно чувствует природу музыки этих авторов. Мне довелось несколько раз бывать на концертах Олега Бошняковича, который так же был неравнодушен к испанской музыке. И после тех концертов не было ни одного исполнителя, способного увлечь своей харизмой и глубоким проникновением в мир испанской музыки.
Удивительно ясная аристократичная игра Володося, органичное чувство формы, безукоризненный исполнительский стиль все эти качества позволяют еще раз сказать, что перед нами мастер фортепиано, для которого ценно и дорого настроение каждого звука.
Действительно, Аркадий Володось растворяется в потоке музыки, которую он доносит до слушателя. Нежная и проникновенная лирика Юморески Шумана соседствовала с монументальной сверхсложной сонатой Листа «По прочтении Данте» (из цикла «Годы странствий»). Это был пик виртуознейшего мастерства; временами, казалось, рояль преображался в гигантский оркестр. Володось за роялем был подобен дерзновенному скульптору, высекающему куски звуковой материи. Пожалуй, такие интерпретации листовских трансцендентных опусов раньше можно было услышать лишь у Святослава Рихтера и Лазаря Бермана. Безусловно, эту линию продолжает в наше время Аркадий Володось.
Зал долго приветствовал Аркадия Володося продолжительными овациями. Артист наградил благодарную петербургскую публику небольшим отделением бисов: наряду с жемчужинами фортепианной лирики Шумана и Чайковского Володось феерично исполнил испанские колоритные зарисовки Альбениса и Лекуоны, которые завершила Сицилиана из концерта Баха-Вивальди, ставшая своеобразной постлюдией, тихим проникновенным финалом всего концерта.
График гастрольных выступлений Аркадия Володося расписан на несколько лет вперед. Этим летом артист примет участие в фестивалях фортепианной музыки в Руре, Бад-Киссенгене и Тулузе. Аркадий Володось также не теряет надежды снова вернуться с концертами в Россию.
Виктор Александров, из Концертного зала Мариинского театра, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»