12 июня 2010 года не стало великолепного дирижера, человека феноменальной образованности и разносторонних талантов, незаурядного музыкального дарования и широкой души Фуата Шакировича Мансурова. Его вклад в музыкальную культуру России и Татарстана неоценим. Сегодня друзья и коллеги, соратники и почитатели таланта выдающегося дирижера вспоминают его, говорят теплые слова и отдают дань его светлой памяти.
Валерий Гергиев: «Мы уважаем огромную и значительную работу, которую он создал и как дирижер Большого театра, и, я думаю, значительны были его годы работы в Казани, с оркестром в Татарстане. И, вообще, в целом, наблюдается в последнее время подъем спорт, культурные организации показали себя достаточно интересными и я думаю, в этом есть его большая заслуга, он всегда был к этому неравнодушен. Россия, может быть, значительная музыкальная держава при том даровании, когда главные сцены страны, а это и концертные площадки, и театры, будут более-менее равномерно распределены между десятками губернских центров. Мне кажется, что регионы сегодня испытывают огромное ощущение голода по тем источникам вдохновения, по тем молодым лидерам, которые не будут постоянно глядеть куда-то на Запад и считать дни и месяцы до того, как, где бы пристроиться в небольшом городке Германии на какой-нибудь маленький контрактик, только лишь бы не работать в этой огромной стране, которую мы любим и называем Россией. Одним из последних мастеров, который мог своим примером доказывать, что именно так можно думать и так надо поступать, и был Фуат Мансуров. Я тоже посвящу какую-нибудь акцию его памяти. Напрямую он не был связан с этим театром, но он и тут выступал в Мариинском театре за пультом оркестра Большого театра.
Василий Синайский: «Я в пору своего недолгого пребывания в Большом театре неоднократно встречался с Фуатом Шакировичем, мы разговаривали на разные музыкальные темы, мне всегда было очень интересно его слушать. Первое, было интересно, потому что он феноменально был образован в разных областях. Второе, потому что он вообще был очень активным и зажигательным человеком. Он мог тебя, так сказать, схватить в коридоре, и ты, рискуя опоздать на спевку или репетицию, его слушал. Но это действительно было так интересно, что не хотелось прощаться. У меня есть много его записей, я очень высоко ценю его великолепнейшую запись «Царской невесты» с Вишневской, Атлантовым и прочими замечательными солистами. Он был очень интересный интерпретатор и в те годы, и значительно позже, то есть все знали, что туда, куда приезжает Фуат Шакирович , оркестр будет играть значительно лучше. Еще он умел это делать очень быстро. Он потрясающе знал оркестры. Я думаю, что таких знатоков оркестра было очень мало. Вообще, это была огромная личность, такая личность, какой и должен быть дирижер. Очень-очень жалко, что мы потерли такого великолепного человека».
>> Большие потери Большого театра: Марина Семенова, Евгений Райков, Фуат Мансуров...