4, 5 и 6 июня в Большом театре пройдет первая серия премьерных показов балета «Юноша и смерть». Балет будет показан в один вечер с «Серенадой» Дж. Баланчина на музыку Чайковского и «Пиковой дамой» Ролана Пети, также на музыку Чайковского.
Партию Смерти исполняют Светлана Захарова, уже выступавшая в этом балете в Новом национальном театре в Токио, и Светлана Лунькина. Партию Юноши исполнит Иван Васильев.
Это шестой балет маэстро Пети - кавалера ордена Почетного легиона и лауреата Госпремии России, - входящий в репертуар Большого театра. В 1973 году он поставил в Большом театре «Гибель розы» для Майи Плисецкой. В 1988-м - балет «Сирано де Бержерак». В 2001 году были поставлены «Пиковая дама» и «Пассакалья», в 2003-м «Собор Парижской богоматери».
Идея 15-минутного балета о молодом художнике, ждущем возлюбленную, а в итоге встречающем свою смерть, возникла у Жана Кокто (1889 -1963) - поэта, писателя, художника, режиссера и актера, увлеченного театром и кинематографом. В 1946 году Кокто уже был признанным мэтром. В балете к тому времени он не «работал» уже более двадцати лет. Вернул его в эту область Борис Кохно, бывший личный секретарь Дягилева, а тогда один из руководителей (наряду с Роланом Пети) парижской труппы Балет Елисейских полей. Кохно представлялось что-то вроде «Видения розы» на современный манер. Жан Кокто предложил романс о любви и смерти.
Премьера в Театре Елисейских полей состоялась 25 июня 1946 году. Кокто, как и собирался, в последний момент поменял музыку. Джазовые ритмы, под которые артисты репетировали, на премьере превратились в Пассакалью Баха (в оркестровке О. Респиги).
22-летний Жан Бабиле - первый исполнитель партии Юноши стал одним из самых интересных танцовщиков XX века. В балете танцевали впоследствии Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. «Юношу и смерть» ставили в Парижской опере, Американском театре балета (АБТ), Мариинском театре, театре «Ла Скала».