В Германии продолжается 33-ий фестиваль Dresdner Musikfestspiele. В этом году он посвящен русской культуре и называется Руссландия. 25 мая в культурном Дворце фестивалей состоялась официальная церемония награждения престижной премией немецкого часового концерна Glashuette Original Music. Имя лауреата назвали интендант Дрезденского музыкального фестиваля, виолончелист Ян Фоглер и глава немецкого концерна Гюнтер Вигланд. В этом году премии удостоен руководитель Мариинского театра, выдающийся музыкант современности маэстро Валерий Гергиев.
Премия Glashuette Original Music была учреждена в 2004 году. Ей уже были удостоены известные музыканты, среди которых Курт Мазур, Джон Нормайер, Гидон Кремер, Криста Людвиг. А в прошлом году награда досталась молодому харизматичному венесуэльцу Густаво Дудамелю. Надо сказать, что эта денежная премия в размере 25 тысяч евро присуждается за вклад в воспитание и подготовку молодых музыкантов, а также за активную общественную позицию. Интендант Дрезденского музыкального фестиваля Ян Фоглер отметил, что неустанная работоспособность и бесценный вклад в мировое музыкальное исполнительство Валерием Гергиевым заметная веха нынешнего столетия.
Валерий Гергиев считает большой честью оказаться в одном ряду с лауреатами этой премии прошлых лет. «Я бывал здесь в свои первые годы профессиональной деятельности несколько раз. Я также бывал в Берлине, Мюнхене. Но я прекрасно понимаю Дрезден это старейший, крупнейший культурный центр Европы и Германии. Святые для всех имена крупных композиторов, крупных дирижеров связаны с историей музыкального Дрездена навсегда и это важно. Кроме того, Дрезден и Ленинград были некогда официально городами побратимами. Сегодня я даже не отслеживаю есть ли какая-то позиция руководства Петербурга или Дрездена. Политик всегда могут вспомнить о такой возможности и сделать какие-то полезные и эффективные вещи. Мы музыканты подвержены может быть каким-то тенденциям думать, что если города и были побратимами, то в этом ничего случайного нет. Поэтому, сопоставив роль Петербурга и Дрездена в музыкальной истории Европы, можно с удивлением отметить, что и тот, и другой город сделали удивительно многое и создали колоссальные возможности для таких композиторов, как Чайковский, Вагнер, Римский-Корсаков, Рихард Штраус. Это огромные явления и в российской, и немецкой музыкальной истории. И во многих, даже я бы сказал решающих поворотных моментах в судьбе того или иного композитора, и Петербург, и Дрезден играли колоссальную роль. Это очень важно. Поэтому мы наверняка будем продолжать общение, дружить. Присуждение мне премии, а этой премии удостоились известные артисты, среди которых есть коллеги, которых я хорошо знаю, любители музыки в России хорошо знают. Это очень почетная и престижная акция для любого музыканта. Я это воспринимаю как очередной шаг к сближению наших культур, уверен, что русские связи будут крепнуть. Я решил перечислить деньги, которые может быть помогут становлению или укреплению престижа конкурса Чайковского. Я думаю, что мы установим специальный приз. Будет ли это приз моего имени или связан с именем какого-то композитора, я еще не решил. Но это точно пойдет на укрепление престижа конкурса Чайковского во всем мире».
Валерий Гергиев специально прибыл в Германию в оркестром Мариинского театра и выступил дважды в Брауншвейге и Дрездене с программой из сочинений Вагнера, Чайковского и Рахманинова. По причине внезапной болезни французской пианистки Элен Гримо, программа дрезденского концерта была изменена: вместо заявленного Первого фортепианного концерта Равеля немецкая публика услышала «Рапсодию на тему Паганини» С.В. Рахманинова, которую виртуозно исполнил Денис Мацуев.
Д. Мацуев: «Мне очень приятно здесь быть, я люблю немецкие города, немецкую публику. Она достаточно чопорная в своем роде, тем не менее приятно всегда играть в любых залах. Мы в этом году с маэстро Гергиевым играем в Берлине с Берлинской филармонией в декабре Третий концерт Рахманинова. Это будет мой дебют с оркестром Берлинской филармонии. Вообще я пропитан атмосферой рахманиновской, потому что жил в его доме в Сенаре. Безусловно это огромное счастье прикоснуться к этой уникальной атмосфере. На мой взгляд в Рапсодии надо показать именно ансамблевое мастерство. Потому что настолько ловко и виртуозно переплетены эти вариации между собой, что я раньше даже и не замечал какие-то тонкости. Там удивительные вещи».
Специальные программы в рамках Дрезденского музыкального фестиваля посвящены юбилею Роберта Шумана. Один из таких знаменательных концертов состоится 26 мая в Летней резиденции Принца Саксонии Иоганна Георга III жемчужине барочного ренессанса. Там выступит Дрезденская саксонская капелла под руководством Матиаса Юнга.
Виктор Александров с концертов 33-го фестиваля Dresdner Musikfestspiele, Германия, специально для радио «Орфей»