19 мая в Концертном зале имени П.И.Чайковского Московская филармония представляет авторский вечер выдающегося российского композитора Андрея Яковлевича Эшпая к 85-летию мастера. В программе Ламенто и Токката для оркестра, концерты для фортепиано (№2) и саксофона с оркестром, «Игры» (концерт №2 для оркестра) и симфоническая поэма «Переход Суворова через Альпы» Андрея Эшпая в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова под руководством Марка Горенштейна. Солисты: Мария Эшпай (фортепиано) и Алексей Волков (саксофон).
Вся страна знает Андрея Эшпая по его киномузыке и песням «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной»), «Мы с тобой два берега», «А снег идет», «Ребята настоящие» и т.д. Ряды его слушателей постоянно растут и пополняются, на сегодняшний день они уже составляют многомиллионную аудиторию. Но самое главное, что довольно много исполняется и его «академической» музыки, в которой огромное место отдано всевозможным концертам. Жанр концерта в творчестве одного из корифеев отечественной композиторской школы Андрея Яковлевича Эшпая играет ведущую роль: его «золотая серия» включает 22 концерта почти для всех инструментов симфонического оркестра и для самого оркестра. Среди них 4 концерта для скрипки, два для фортепиано, концерты для альта, виолончели, контрабаса, флейты, гобоя, кларнета, валторны, саксофона, для трубы и тромбона; для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом; для оркестра («Игры»).
Премьеру Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1972 году Андрей Эшпай исполнил сам в сопровождении ГСО СССР под руководством Е.Светланова. «Работать с Андреем Яковлевичем интересно, хотя и нелегко, говорил Е.Ф.Светланов, ибо его требования весьма высокие и принципиальные, и за них он, как говорят, готов голову сложить». Концерт был отмечен Государственной премией СССР (1976). 19 мая сольную партию в концерте исполнит внучка композитора Мария Эшпай. Приверженность композитора к свойственной концертному жанру идее «игры» отразилась в названии концерта № 2 для оркестра «Игры» (1997-2003), который автор называет своим «объяснением в любви симфоническому оркестру». Военной теме посвящены многие сочинения композитора в том числе симфоническая поэма "Переход Суворова через Альпы" (1997). Андрей Эшпай, прошедший по фронтовым дорогам Великой Отчественной войны до Берлина, испытывает давний и глубокий интерес к русской военной истории, он специально съездил в те легендарные места. "Перевал Сен-Готард - настоящая природная ловушка, - напоминает композитор. - Смерть там подстерегает воина отовсюду. Мне трудно выразить это словами, но я попытался передать все в музыке".