Завершился второй тур Международного конкурса дирижеров имени Е.Ф. Светланова. По его итогам всего 5 молодых маэстро выступят в финале: Роберт Тревино (США), Андрис Пога (Латвия), Кристоф Альтштадт (Германия), Даниэль Коэн (Израиль), Доминго Индоян (Венесуэла). Российский участник к сожалению выбыл из конкурса.
По окончании объявления результатов члены жюри в индивидуальном порядке разъясняли конкурсантам, выбывшим из конкурса, их недочеты, давали профессиональные советы.
Председатель жюри Владимир Ашкенази сказал: «Решение было простым. Обсуждение длилось всего 25 минут. Уровень этого конкурса вырос по сравнению с первым, мы очень этим гордимся». И добавил корреспонденту «Турне»: «Мы оценивали в первую очередь качество. Кто-то плохо знал обязательные сочинения, кто-то горел желанием их оригинально исполнить, но не знал, как это сделать Главное, чтобы у молодого музыканта не пропадало желание учиться на собственных ошибках. Тогда все у него будет в порядке».
Артистический директор конкурса Рене Кёринг добавил: «Такой высокий уровень конкурса случается очень редко. И когда встречаешься со столь значительным количеством талантливых участников, наверняка знаешь, что уж один-то из них взлетит очень и очень высоко. Оркестру было нелегко. Но его работа заключалась не в том, чтобы помогать конкурсантам, а скорее в том, чтобы отдавать им себя целиком. Мнение оркестрантов не во всем совпадает с мнением жюри, а уж у публики, конечно, тоже свое, третье мнение. Но обязательно будет участник, на ком сойдутся все три точки зрения».
12 мая начался третий тур конкурса.
>> О результатах II тура - Фаина Коган из Монпелье (аудио).
После двух туров конкурса, по мере приближения к финалу интерес к самому процессу управления оркестром растет в геометрической прогрессии. И становится все более любопытным: а как работается оркестрантам под управлением молодых дирижеров? Как оркестр их понимает, воспринимает, т.е. интересен взгляд изнутри. Корреспонденту радио «Орфей» Фаине Коган удалось поговорить с концертмейстером виолончелей Национального оркестра Монпелье - это наш соотечественник Александр Дмитриев и первый вопрос: как давно он работает в оркестр Монпелье.
Александр Дмитриев: «В Национальном оркестре Монпелье я работаю с 1996 года. Мы приехали сюда по приглашению Мэрии в 1991 году с Юрием Башметом - я был концертмейстер «Солистов Москвы», а по окончании контракта после 5 лет я сел в оркестр Монпелье, который со временем становился все более сильным, и продолжаю в нем работать».
Ф. Коган: «Что касается имени Светланова для Вас, как для музыканта, наверное святое имя».
А. Дмитриев: «Безусловно. Еще в годы моей учебы в Гнесинском институте это был корифей русской музыки, и особенно было приятно то, что он провел последнюю свою оперу с оркестром Монпелье «Мадам Баттерфляй» - это был незабываемый момент. Это было потрясающе и незабываемо. И потом мы узнали, что буквально через несколько дней он умер. Светланов остался с нами с последней оперой, которую он делал здесь в Монпелье».
Ф. Коган: «Главное, что теперь появился конкурс имени Светланова. И мне кажется, и это очень важно. 18 конкурсантов каждый день. Что для вас важно в том человеке, который выходит перед вами, и вы его видите первый раз, без репетиций. Как вы реагируете, что для вас удобно, что нет?»
А. Дмитриев: «По ощущению опытного оркестранта сразу понятно кто перед тобой. Несколько движений, несколько взглядов, несколько жестов и все ясно сразу. Потом дальше уже глубина. В какой-то мере чувствуется сразу - может ли человек повелевать тобой, грубо говоря, или нет. Мы стараемся, конечно, помогать всем конкурсантам без исключения, т.е. максимально реагировать на их жесты. Ведь им не просто, конкурс, мы это понимаем».
Ф. Коган: «А вот Евгений Федорович говорил, что для него идеал дирижера немой, но не глухонемой. Это я к тому, что некоторые конкурсанты, на мой взгляд, долго и много оркестру объясняют. А вас это не раздражает? Или вам это не мешает в данной ситуации?»
А. Дмитриев: «Ну у каждого свой стиль. В принципе я предпочитаю дирижеров, которые меньше говорят и больше показывают, потому что надо все успевать показать жестом. Но у каждого свой стиль, каждый по-разному работает с оркестром. Опять же это видно и чувствуется человек способен сделать все руками или нет».