Когда композитор может быть по-настоящему счастлив? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой когда его музыку исполняют и слушают. И в этом смысле нет для него, наверное, более приятного слова, чем слово «премьера». Как, впрочем, нет его и для нас любителей музыки. На долю Вячеслава Артемова, младшего современника Шнитке, Денисова и Губайдулиной, выпало немало таких счастливых мгновений. Хотя по части известности в России он в свое время значительно уступал своим более удачливым коллегам. Ныне его знают и ценят во всем мире. Ценят за благородство и глубокую духовность, за профессионализм и неповторимость его партитур, восхищение перед которыми в свое время высказывали многие музыканты: солисты и дирижеры.
«Слава, приносящий славу» - так однажды сказал о композиторе Мстислав Ростропович. И действительно многие годы Артемов приносил славу России, правда, далеко за ее пределами. Именно Ростропович осуществил за рубежом мировые премьеры некоторых его симфоний. В их числе и симфония «Тихое веянье». С триумфом четыре раза подряд она прозвучала в Вашингтоне (Kennedy Center) в 1992 году. Теперь ее готовится открыть уже российским слушателям маэстро Владимир Спиваков.
Владимир Спиваков: «Это сочинение - как симфония, практически без перерыва исполняются части. Написана партитура блестяще просто даже смотреть на нее одно удовольствие. Это современный язык, очень яркий и глубокий по смыслу».
Симфония «Тихое веянье» - третья часть своеобразной симфонической тетралогии «Симфония пути», задуманная автором еще в конце 70-х годов и завершенная в середине 90-х. Первая ее часть получила название «Путь к Олимпу». Вторая «На пороге светлого мира». Последняя, четвертая «Денница воссияет». Название третьей симфонии «Тихое веянье», как и всего цикла, говорит о наличии некой программы. И смысл ее, конечно, лучше всех может объяснить сам автор.
Вячеслав Артемов: «Я сначала анекдот расскажу. Можно? Был у нас один профессор Московской консерватории, и он писал обо мне книгу, какую-то работу. И вот предыдущая симфония в этом цикле, которая называется «На пороге светлого мира», он ее послушал. Пришел и говорит: «Знаете, что-то там не очень светлый мир. Я представляю себе, что выходишь на порог, смотришь там солнышко. И вот светлый мир перед вами. А там как-то все мрачно». Я ему говорю: «Это о смерти. Светлый мир там открывается. Здесь он не открывается. Потом, симфония же не изображение каких-то ситуаций».
Почему «Тихое веянье»? Есть эпиграф к симфонии: «И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне Тихое веяние - и я слышу голос». Вот голос это должно быть откровение, потому что встреча вот с тем чистым духом. Откровение идет потом, когда тихое веянье произошло. Но явление происходит гигантское. Я говорю, что когда там, наверху, какое-то маленькое движение происходит, незаметнео, то на земле оно отдается катаклизмами. Ну, и в душе тоже также. Мельчайшая какая-то несправедливость в мире, несоответствие, несообразие ценностям, которые вы исповедуете, оно отдается в вас потрясением».
«Вячеслав Артемов в отличие от очень многих пишет музыку со смыслом». К этим словам Мстислава Ростроповича хотелось бы добавить еще и высказывание о композиторе одного из критиков: «Его музыка и его художественная позиция отражают поиски нового порядка духовных ценностей, который основан на особом значении личности и возвращении к вечным ценностям».
С симфонией «Тихое веянье» нам еще только предстоит познакомиться. Однако, она прожила уже довольно значительную концертную жизнь. И все же композитор продолжал над ней работать. В 2008 году была завершена окончательная, более разнообразная по музыкальному материалу и грандиозная по масштабу композиция. И эта версия симфонии посвящена ее первому исполнителю в России Владимиру Спивакову. Кстати, автору не пришлось долго решать, кому предложить первое исполнение. «После того, как я услышал трактовку Спивакова Шестой симфонии Малера, - признался композитор, - я убедился в том, что Владимир Спиваков один из немногих дирижеров в мире, чей творческий дух направлен к возвышенным целям».
Помимо симфонии Вячеслава Артемова в концерте, который состоится 23 апреля в Большом зале Московской консерватории, также прозвучит и малоизвестное нам сочинение Камиля Сен-Санса его «Реквием» для солистов, хора и оркестра. Любопытно, что композитор написал и посвятил его памяти ушедшего из жизни мецената, поддержавшего его в трудный период жизни. Что-то символическое есть в том, что два сочинения «Реквием» Сен-Санса и симфония нашего современника оказались рядом. Где они, наши меценаты, готовые поддержать культуру России сегодня? Владимир Спиваков уверяет, что они существуют, и что он с ними встречался. А, может быть, он один из них?..
Владимир Спиваков: «Я стараюсь делать то, что я могу. Обычно богатые люди бедным говорят о том, что они должны быть бережливыми. А бедные люди показывают пример великодушия».
Впрочем, о том ли надо спрашивать маэстро перед премьерой двух крупных сочинений? Не лучше ли поинтересоваться тем, как сам он воспринимает музыку столь разных авторов, и какую видит в ней связь?
Владимир Спиваков: «Это два духовных произведения, очень важных. «Реквием» написан приблизительно через 100 лет после «Реквиема» Моцарта. И там есть его отголоски в «Лакримозе». Он, естественно, написан по всем существующим канонам, как полагается, со всеми частями. "Агнец Божий, взявший на Cебя грехи мира, даруй им покой!" И тот, кто идет по жизни с именем Господа, тому будет легче. Думаю, что и сочинение «Тихое веянье» как бы продиктовано той же мыслью. Мне кажется, что это не чисто конкретное изображение того, как Илья шел на гору Синай, уговаривая язычников о том, чтобы они верили все-таки в единого бога. Там была страшная жара и засуха. И совершенно неожиданно, когда он уже потерял веру в жизнь и был на грани смерти, подул прохладный ветер. Это как бы Глас Божий. Вот об этом, мне кажется, идет речь».
Премьера сочинения состоялась 23 апреля в Большом зале Московской консерватории. Хотя уже в самом начале этого концертного сезона многие говорили о том, что это будет одна из самых его ярких страниц. Хочется надеяться, что так оно и случится!..