В российских регионах продолжаются концерты IX Московского Пасхального фестиваля. Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева путешествует в эти дни на чартерном поезде РЖД по южным российским городам. Краснодар третий город на пути следования петербургских артистов.
Кубанская публика всегда тепло и охотно принимает классических музыкантов. Несколько лет назад мариинский оркестр выступал с концертами в Краснодарской филармонии. Ни для кого не секрет, что всемирно известная оперная дива Анна Нетребко родилась как раз в Краснодаре. Певица часто посещает свой родной город. Да и Валерия Гергиева и его оркестр желают здесь слушать как можно чаще. Так случилось и в этот раз.
В Музыкальном театр Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гатова (кстати, это здание открылось совсем недавно после реставрации) Валерий Гергиев выступил со сложной в каком-то смысле трагической программой. Философский фортепианный концерт Витольда Лютославского, вступление к опере «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера и Четвертая симфония Дмитрия Шостаковича. Акцент на ряде симфоний российского композитора Валерий Гергиев сделал специально к 65-летию Великой Победы.
Валерий Гергиев: «Это два сложнейших произведения Шостаковича и Лютославского. Четвертая симфония Шостаковича, не знаю, звучала ли она когда-нибудь в Краснодаре. Это очень мощное, насыщенное произведение, связанное с войной. Писалось оно до войны, но предчувствие войны в этом произведении очень сильное».
Ужасающая лапидарно-звуковая магма обрушивается на слушателей буквально с первых и до последних тактов опальной партитуры Шостаковича. Эта музыка долго ждала своего светлого будущего. В ней ощутимы многочисленные боль и страхи невинных людей, ставших жертвами сталинского террора.
Логичным продолжением музыкального вечера стало первое исполнение в Краснодаре единственного фортепианного концерта Витольда Лютославского, одного из крупнейших представителей польского музыкального авангарда прошлого столетия. Свое монументальное сочинение Лютославский написал специально по заказу Зальцбургского фестиваля. Первым исполнителем этой музыки был никто иной, как Кристиан Цимерман, которому композитор и посвятил свой концерт. Сам Витольд Лютославский признавался в одной из бесед: «Фортепианный концерт - дитя странного супружества. Особенности моих мелодики, гармонии и ритмики сочетаются с особенностями пианизма XIX века. Мне хотелось написать такой концерт, который бы непосредственно обращался к традициям Шопена, Листа и Брамса. Но эти традиции в сочетании с моим индивидуальным стилем дают нечто новое». Армянский пианист Сергей Бабаян, ныне живущий в США, часто исполняет это сочинение в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра.
Сергей Бабаян: «С годами меняется представление и мнение о сочинении, когда долго его играешь. Например, композитор продирижировал этой вещью, скажем, десять раз, даже если он написал. А если он продирижирует этой вещью двадцать раз это уже другой опыт. Там меняются темпы, меняются какие-то акценты, меняется ощущение формы, даже какие-то детали. Я думаю, то, что написано в нотном тексте, очень часто, когда много раз играешь сочинение, то оно растет, оно меняется. Иногда даже бывают этапы, когда кажется, что начинается какая-то регрессия. На самом деле это внутренний какой-то процесс, когда все-таки вещь растет, если ты посвящаешь должные часы сочинению. Оно требует предельного фокуса и страшной концентрации во время исполнения.
Маэстро Гергиев обладает одним качеством, которое уже известное. Он может за час-два сделать то, что другие не могут сделать за недели. И это удивительно, как концерт, с которым, казалось бы, оркестр только начинает знакомиться, вдруг через два-три часа на глазах меняется качество. Я считаю, что вещь, она по-настоящему сделана, когда уже появляется какая-то особенная свобода, и можно назвать это какой-то интерпретацией. Удивительно, что Гергиев может это делать за очень короткий срок».
Впереди у маэстро Валерия Гергиева и его оркестра ежедневные выступления в Кисловодске, Владикавказе и Волгограде. После чего артисты снова вернуться в Москву с не менее вызывающим грандиозным театральным проектом оперной эпопеей «Троянцы» Гектора Берлиоза. В течение одного вечера дилогию французского классика можно будет услышать в Большом зале Московской консерватории.
Виктор Александров, корреспондент радио "Орфей"