До 13 июня в Санкт-Петербурге в Центре фотографии «Росфото» проходит фотовыставка «Ballet Russe» из коллекции Александра Васильева.
«Среди моих архивов и коллекций есть редкое собрание фотографий, посвященных истории Русского балета. - рассказал в интервью корреспонденту «Турне» А. Васильев:- Сто лет назад гениальный импресарио Сергей Дягилев вывез в Париж созданную им балетную труппу, и с той поры слова «Ballet Russe» стали именем нарицательным. Талантливые хореографы нового направления Михаил Фокин, Леонид Мясин, Вацлав Нижинский и его сестра Бронислава Нижинская, Жорж Баланчин и Серж Лифарь подняли уровень постановок Русского балета на недосягаемую высоту; великолепные декораторы и создатели балетных костюмов А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, Н. Гончарова, М. Ларионов создали новую эпоху в мировом театрально-декорационном искусстве; бесконечная вереница эмигрировавших за границу звезд Императорского балета из Петрограда и Москвы украсила сцены мира своим искрометным талантом, безупречной техникой русской балетной школы, глубоким артистизмом и своими яркими, надолго запоминающимися образами».
На выставке представлено около 200 редких, ранее практически не публиковавшихся в России фотографий, которые помогут нашим современникам познакомиться с судьбами балерин и танцовщиков прошлого века, многие из которых стали мировыми звездами первой величины. Это портреты Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Александры Даниловой, Веры Немчиновой, Адольфа Больма. После кончины Дягилева в 1929 году в Венеции его труппа распалась, и только три года спустя, возникли две новые труппы «Русский балет Монте-Карло» и «Русский балет полковника де Базиля». Руководили ими два опытных импресарио Леон Блюм и Василий Григорьевич Воскресенский, казачий сотник, ставший известным в балетном мире под псевдонимом полковника де Базиля.
Эти две труппы существовали одновременно, много гастролировали с новыми постановками и восстановленными спектаклями дягилевского репертуара и исколесили на протяжении 1930-х и 1940-х годов полмира. Они давали спектакли в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Для пополнения трупп новыми силами на ведущие роли были приглашении юные «беби-балерины», воспитанницы лучших парижских балетных студий Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской в прошлом ведущих балерин Императорского Мариинского театра в Петербурге. Ими стали Ирина Баронова, Тамара Туманова, Татьяна Рябушинская, которые пополнили состав труппы «Балета полковника де Базиля», а в «Русский балет Монте-Карло» была приглашена Наталья Красовская и несколько солистов-мужчин, выпускников вышеупомянутых балетных студий.
После окончания второй мировой войны интерес к славным труппам Русского балета стал утихать, а кончина де Базиля окончательно перевернула эту страницу истории русского балета за границей.
В 1950-е годы во Франции возникла еще одна гастрольная труппа «Балет маркиза де Куэваса», украшением которого стали прекрасная русская балерина, прима парижской Гранд-Опера Нина Вырубова и ее современница, парижская звезда черкесского происхождения Людмила Черина, а также парижский танцовщик Андре Проковский, ученик Любови Егоровой.
Эпоха 1960-х годов была ознаменована продолжением холодной войны и дерзким прыжком через барьер аэропорта Бурже молодого и талантливого Рудольфа Нуриева в 1961 году Одновременно с Нуриевым в Канаде оказалась блестящая киевская балерина Галина Самцова, ставшая впоследствии одной из звезд Английского балета.
В 1970-е годы потери советского балета за границей стали еще более ощутимыми. В Лондоне во время гастролей Кировского театра в 1970 году осталась Наталья Макарова, в Канаде в 1974 году Михаил Барышников. Тогда же в Израиль эмигрировали солисты Кировского балета Валерий и Галина Пановы. С большим международным скандалом в Нью-Йорке в 1979 году остался солист Большого театра Александр Годунов. Из той же злополучной гастрольной поездки не вернулась в СССР чета Козловых Валентина и Леонид.
В 1980 году в Японии попросили политического убежища бывшая прима Большого театра, тетка Майи Плисецкой, Суламифь Мессерер и ее сын, солист Большого, Михаил. В 1983 году в Италию уехал солист Большого театра Владимир Деревянко, вскоре последовал в Англию Станислав Часов. В конце ХХ века за границей оказалось великое множество балетных звезд из СССР, среди которых Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Галина Мезенцева, Галина Шляпина, Игорь Зеленский, Елена Панкова, Ирек Мухамедов и Владимир Малахов.
Александру Васильеву довелось быть лично знакомым со многими звездами Русского балета за границей и работать с ними. Доказательством этому является редкая коллекция автографов на фотографиях, выставляемых в залах на Большой Морской в Петербурге. Зрители увидят автографы участников дягилевского балета Валентины Кашубы, Анатолия Вильзака, Александры Даниловой, солистки Императорского Мариинского театра Алисы Вронской, подписи Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской, Тамары Григорьевой, Татьяны Лесковой и многих других.
Редким дополнением этой уникальной выставки являются фотографии из архива Ксении Триполитовой, чьи воспоминания, озаглавленные «Маленькая балерина», недавно были изданы в Москве. Радостью для зрителя станут редчайшие фотографии с портретами малоизвестных артистов русского балета за границей Лили Никольской, Ольги Старк, Жоржа Скибина, Андрея Эглевского и многих других.