29 и 30 апреля в Камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского состоится мировая премьера оперы Николая Сидельникова «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.
Камерный музыкальный театр еще в начале своего существования сумел стать лабораторией современной оперы, и ныне вновь выступает в роли первооткрывателя. Режиссер-постановщик спектакля Ольга Иванова, дирижер-постановщик Владимир Агронский, художники Виктор Вольский (сценография), Мария Вольская (костюмы). В спектакле задействовано рекордное для этой сцены количество участников, использованы последние достижения в области сценографии.
Пьеса «Бег» сыграла роковую роль в судьбе Михаила Булгакова, став началом крушения всей его театральной судьбы. Писатель работал над ней два года (с 1926 по 1928), многократно переделывал текст. В январе 1928 года во МХАТе, в присутствии К.С.Станиславского состоялась читка первой редакции «Рыцарь Серафимы» («Изгои»), а в марте был подписан договор на постановку пьесы уже с новым названием: «Бег». Но в октябре того же года в «Известиях» появилась статья с призывом «ударить по булгаковщине». Пьесу подверг критике Сталин, расценивший ее как «проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины» и тем самым «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». После такого отзыва судьба «Бега» была предрешена. Впервые пьеса была поставлена лишь в 1956 году после смерти «отца народов» и разоблачения «культа личности», да и то не в Москве, а в Волгограде. Позднее режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сняли по мотивам булгаковской пьесы свой знаменитый фильм.
Перу Николая Сидельникова (1930 1992) принадлежат три оперы «Аленький цветочек», «Чертогон» и «Бег», балет «Степан Разин», шесть симфоний, три оратории, много хоровой, инструментальной и камерной музыки. Произведения этого выдающегося и в значительной мере недооцененного русского композитора исполнялись не слишком часто, и все больше за пределами России. Опера «Бег» так и не увидела света рампы при жизни автора. Главная причина заключалась в ее чрезмерной протяженности: булгаковская пьеса практически дословно была положена композитором на музыку, что делало исполнение оперы в один вечер весьма проблематичным. Ученик композитора Кирилл Уманский сделал редакцию авторской партитуры для камерного состава оркестра, не нарушая драматургии оперы и сохраняя форму «снов» (как и у самого Булгакова, в опере их восемь по четыре в каждом действии).