Вчера, 19 марта, в Центральном выставочном зале «Манеж» официально открылась для просмотра Московская «Фотобиеннале-2010» традиционный фестиваль международной фотографии, раз в два года проводимый у нас Московским домом фотографии. Как и многие культурные события сезона нынешняя Фотобиеннале приурочена к «Году Франции в России» и проходит под общим девизом «Vive la France!». Тематически выставки разделены по двум основным направлениям «Ретроспективы», включающие работы признанных мэтров мировой фотографии, и «Перспективы», представляющие творения молодых художников в современном фотоискусстве.
Так вот «Ретроспективы» во всей своей полноте представлены именно в «Манеже», по совместительству главной площадке биеннале, в семи выставках, куда вошли работы фотохудожников тех времен, когда даже репортажная съемка считалась искусством высшей пробы, а желанного кадра можно было ожидать часами. Вершиной экспозиции в «Манеже», безусловно, выступает подборка фотографий Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson) одного из выдающихся мастеров XX века, основоположника репортажной съемки в том виде, в котором мы знаем ее сегодня. Прожив почти целый век, с 1908 по 2004 год, Анри Картье-Брессон застал почти все эпохальные события мятежного и насыщенного XX столетия. Многие из них, и без преувеличения по всему миру, он запечатлел на своих снимках. Но как?.. Абсолютно нестандартно, руководствуясь лишь своим авторским видением, которому, казалось бы, антураж, фон и атмосфера были куда интереснее самого эпицентра. А между тем, прогуливаясь по экспозиции Анри Картье-Брессона невозможно не испытать одновременно чувства восхищения за подлинно уникальное мастерство, ностальгии за то, что это самое мастерство безвозвратно кануло в прошлое и стало эстетским ретро и эмоциальной возбужденности, ибо каждая фотография здесь живая история, будь то история одного человека, двух возлюбленных или обычно безликой толпы. И, кстати, ответ на вопрос, почему мы потеряли репортажную съемку как искусство, напрашивается сам собой сегодня такой репортаж никому не нужен! Личные истории на фоне больших событий больше не интересны. Эпатаж вытеснил искусство и, пожалуй, в фотографии в первую очередь. И публика, развращенная эпатажем, жаждет его еще больше Увы.
В «золотое ядро» экспозиции в «Манеже» попали также еще два имени Мартины Франк (Martine Franck) и Эллиота Эрвита (Elliott Erwitt). Все трое вместе с Анри Картье-Брессоном мастера одной плеяды и легендарные авторы первого в мире репортажного фотоагентства «Magnum». Женских имен в славной истории фотографического искусства не так много, еще меньше их в репортажной съемке. Поэтому Мартину Франк, фотографа бельгийского происхождения, ныне вдову выдающегося Картье-Брессона, можно без преувеличения назвать эталоном именно женской репортажной фотографии. И в этом плане вдохновенные пейзажи и вдохновенные портреты, среди которых великий Рудольф Нуриев и французский художник Марк Шагал, в «Манеже» очень показательны.
Элиот Эрвит заставит вас улыбнуться и осмыслить. В свое время критики говорили о нем: «Его обманчиво непроизвольная техника, кажется, охватила всю самую острую иронию жизни без всякого усилия». Сюжеты, вырванные из контекста, где почти каждый кадр выстроен на содержательном контрасте контрасте целомудренного и порочного, детского и взрослого, животного и человеческого, одетого и нагого, социального и асоциального, толпы и индивидуальности. Да, ирония здесь порой граничит с психоделикой и даже эпатажем. По сути, в фотографиях Эллиота Эрвита можно нащупать истоки современного эпатажа в искусстве, но совсем иного толка. Не того изощренного эпатажа, который мы имеем сегодня, а эпатажа очень созерцательного, рассчитанного, шокируя, не развлечь толпу, а заставить задуматься. Пожалуй, одним из самых образцовых кадров во всем творчестве Эрвита, который максимально концентрирует его авторский стиль, можно назвать именно этот, где его фирменная ирония достигает апогея психологической мощи.
Если первая часть выставки в «Манеже» в лице трех классиков фотоискусства Анри Картье-Брессона, Мартины Франк и Эллиота Эрвита показывает нам фотографию, которой уже, в сущности, нет, то вторая часть экспозиции как раз иллюстрирует то, что востребовано и интересно сегодня. А именно двух гуру современной глянцевой и модной фотографии Питера Линдберга (Peter Lindbergh) и Паоло Роверси (Paolo Roversi). Причем, иллюстрация эта, пожалуй, сегодняшнего лучшего. И здесь надо бы не допустить стратегической ошибки смотреть в первую очередь необходимо именно классиков! И не только для верного эмоционального восприятия, но и потому что малоформатные отпечатки Картье-Брессона и Эрвита буквально меркнут на фоне щедрых полотен (да еще к тому же с изображением голливудских звезд) того же Линдберга, которые с подачи современных технологий могут быть распечатаны хоть на рекламных щитах. И это очень важно, потому что после них рассматривать содержательно насыщенные снимки Анри Картье-Брессона не то чтобы не хочется, но как-то лениво.
Так вот, Питер Линдберг и Паоло Роверси два выдающихся мастера современной фешн-съемки, олицетворяющих собой и два принципиально разных подхода к ней. Броские, эффектные, насквозь гламурные, подчас абсолютно кинематографичные фотографии у Линдберга с изображениями Миллы Йовович, Пенелопы Круз, Джона Траволты, Настасьи Кински, Эдриена Броуди и прочих-прочих заслуженных деятелей Голливуда. О, вам это, безусловно, понравится! Тем более, что экспозиция Питера Линдберга из портретов самых именитых кинозвезд плавно перетекает в изображения обнаженных и не менее именитых моделей. Абсолютно никаких живых сюжетов они здесь постановочные, абсолютно никаких эмоций они тоже постановочные. Зато изобилие кричащей красоты, которая вознесена сегодня до культового стандарта.
Совсем иной подход к глянцу у Паоло Роверси это, напротив, уход от всяких стандартов, и как результат глянцевый декаданс или, как еще его называли «героиновый шик», с присущим ему откровенным эстетизмом, бессодержательностью, мрачной поэтичностью и какой-то болезненной надломленностью.
Экспозиция в «Манеже» интересна тем, что она не только представляет лучшее из того, что было и из того, что есть, но и прекрасно демонстрирует эволюцию фотографии как искусства, а вернее те эстетические задачи, которые ставили перед собой авторы прошлого и ставят современные художники сегодня.
В заключении хочется отметить, что нынешняя Фотобиеннале включает в себя помимо более чем 60-ти (!) экспозиций на крупнейших выставочных площадках, также специальную программу встреч и мастер-классов и ряд авторских проектов. Со всеми ними можно ознакомиться подробно в соотвествующем разделе на официальном сайте Московского дома фотографии. А главное, что у всех заинтересованных будет на это время биеннале продлится до конца весны, а некоторые из выставок закроются только в июне.
Так что красивой Вам фотовесны!..
Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"
Фоторепортаж Антона Белицкого (www.single-photo.com)