Премьера балета «Онегин» прошла 3 марта 2009 года на сцене Александринского театра. В своей постановке Борис Эйфман перенес действие пушкинского романа в стихах в наше время и соединил разнообразные выразительные средства психологического балета с новейшими технологиями создания сценического произведения. В прошлом году спектакль с большим успехом исполнялся на театральных сценах Петербурга, Америки и Европы. Московская премьера «Онегина» состоится 2 и 3 апреля 2010 года, причем балет будет показан в новой редакции.
Главные партии в спектакле исполняют ведущие солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета: Олег Габышев (Онегин), Анастасия Ситникова (Татьяна), Дмитрий Фишер (Ленский), Наталья Поворознюк (Ольга), Сергей Волобуев («Генерал»). Декорации к спектаклю созданы неоднократным обладателем «Золотой маски», художником Зиновием Марголиным. Балет поставлен на музыку Петра Чайковского и современного композитора Александра Ситковецкого. В этом году «Онегин» номинирован на Национальную премию «Золотая Маска» в трех категориях лучшая балетная постановка, лучшая работа хореографа, лучшая балетная мужская роль (Олег Габышев).
Балет "Онегин" / фото с сайта http://www.eifmanballet.ru /
Наталья Корконосенко (газета «Россия»): « Борис Эйфман сумел доказать мировому театральному сообществу: балет как инструмент психоанализа равен музыке и литературе. И продолжает переводить на язык танца сюжеты хрестоматийных бестселлеров, раскрывать на языке пластики духовные искания героев ».
Елена Алексеева («Петербургский дневник»): «Не берусь назвать ни одного театрального события (из нынешних), о котором вот так, мгновенно, складывались бы легенды. Как едва ли найду спектакль, который в той же мере, как балет Эйфмана, стал бы зеркалом и летописью своего времени ».
Хеди Вейс (Chicago Sun Times): «Пока молодёжные массы скапливаются в тени огромного моста (Эйфман использует кордебалет самым фантастическим образом), в воздухе повисает предчувствие перемен и опасности. И на этом фоне разыгрывается гораздо более личная и трагическая история любви, утрат, предательства и смерти, облечённая в форму сменяющих друг друга ярких соло, дуэтов и трио, поддержанных всем ансамблем в сценах ночных кошмаров, похорон и дискотеки, поставленных с потрясающей оригинальностью».
Борис Эйфман: «Почему я обратился к роману А.Пушкина «Евгений Онегин», что волнует меня сегодня в нем? Этот роман назван «энциклопедией русской жизни», в нем А.Пушкин прозрел и создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной.
Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» это еще одна попытка выразить таинство духа.
Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность. Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан.
Искусство хореографии не готово ответить на актуальные вопросы жизнеустройства общества. Но, участвуя в творческом их осмыслении, анализе и индивидуальной оценке, мы тем самым участвуем в процессе его совершенствования».
Балет "Онегин" / фото с сайта http://www.eifmanballet.ru /
Балет «Онегин» стал одним из четырех спектаклей, вошедших в балетную тетралогию Бориса Эйфмана «Иное пространство слова », которая была показана 1-4 марта 2010 г. на сцене Александринского театра в Петербурге. Впервые на одной театральной сцене были представлены хореографические версии ключевых произведений русской литературы балеты «Анна Каренина», «Онегин», «Чайка», «Братья Карамазовы». В своих постановках Борис Эйфман предпринял смелую и по мнению самых авторитетных критиков блистательную попытку перевода этических и метафизических изысканий великих русских писателей на страстный пластический язык современного психологического балета.
Петербургский исследователь Т.А. Боборыкина отмечает: «Уникальная лексика и концептуальные авторские трактовки Эйфмана это прорыв в иное пространство слова, в ту запредельную область, где воплощается не сюжет, а бесконечность внутренних миров героев. По сути дела, сам человек для Эйфмана это уже сюжет».