26 марта исполняется 85 лет выдающемуся современному французскому композитору Пьеру Булезу. Ему принадлежат открытия абсолютно новых методов сочинения музыки, кроме того, Пьер Булез крупнейший дирижер, педагог и руководитель исследований в области звука. Это одна из самых необычных фигур второй половины XX-го века. Так, ему принадлежит изобретение метода алеаторики, или случайного сочинения. Суть метода заключается в том, что композитор не фиксирует порядок и количество частей своего произведения. Например, третья фортепианная соната Пьера Булеза записана на отдельных листах, порядок которых не пронумерован.
До сих пор композиторы, артисты да и слушатели спорят: возможно ли таким образом создать по-настоящему выразительную музыку? Но бесспорно одно: в той или иной мере этот метод вошел в практику почти всех крупных композиторов второй половины века: его использовали и Пендерецкий, и Лютославский, и Шнитке, и Пярт. Необязательно строить подобным образом все сочинение, можно, например, написать партитуру для оркестра так, как это делалось раньше, а в какой-то момент поручить отдельным инструментам исполнение определенной группы звуков в течение строго фиксированного времени. Получается очень интересный эффект строго упорядоченное изложение сочетается со свободным, случайным.
Пьера Булеза всегда интересовало такое сочетание, по его словам, он ищет равновесия хаоса и порядка. Эти поиски привели его к созданию ряда сочинений, где наряду с обычными инструментами применяется синтезатор или компьютер. Например, в одном из его произведений часть исполнителей играет на сцене и подчиняется дирижеру; вокруг них размещается публика; а позади слушателей находятся еще шесть солистов, расположенных подобно лучам звезды два фортепиано, арфа, вибрафон, венгерские цимбалы и ксилофон, причем звучность каждого из них преобразуется при помощи особой электронной техники.
Пьер Булез человек неистощимый на выдумки, каждое новое его произведение это открытие. Поэтому обо всех его изобретениях можно говорить бесконечно. Но неподготовленному слушателю музыка Булеза покажется странной, в ее чары действительно нелегко проникнуть. Однако за каждым произведением этого композитора стоит не жажда эффекта, а всегда продуманный интересный замысел.
Огромную часть своей жизни он отдает дирижерскому искусству - и здесь давно выбрал для себя особый репертуар: он исполняет только музыку XX-го века, говоря, что вся остальная в нем не нуждается.