«Оркестровый марафон»
Первыми двумя немецкими городами на моем пути стали Кельн и Дортмунд. Величественная строгая красота Кельна покорила с первых минут. Громадный Кельнский собор с его готическими шпилями открылся моему взору сразу же по выходе с железнодорожного вокзала. Многие учреждения, связанные с культурной жизнью города, компактно расположены в самом центре: рядом с вереницей зданий мощнейшей телерадиовещательной корпорации WDR прямо на берегу Рейна находится знаменитая Кельнская филармония. Ежедневно там проходят концерты с участием звезд классической музыки: выступают лучшие оркестры, ансамбли и исполнители.
Гастроли Нью-Йоркского Филармонического оркестра в двух роскошных по акустике немецких залах: Кельнской филармонии и Дортмундском Концертхаусе стали одним из кульминационных событий зимнего музыкального сезона в Германии. Концерты проходили с небывалыми аншлагами. И это не удивительно. Ведь у руля прославленного оркестра, ведущего свою историю с 1842 года, стояли такие мэтры как Густав Малер, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Леопольд Стоковский, Димитриос Митропулос, Леонард Бернстайн, Джордж Сэлл, Пьер Булез, Зубин Мета, Курт Мазур и Лорин Маазель, которого с нынешнего сезона сменил на этом посту признанный мастер, замечательный американский дирижер Алан Гилберт.
Алан Гилберт (Alan Gilbert), дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра
Уроженец Нью-Йорка, Гилберт учился в Гарвардском университете, музыкальном институте Кёртиса и в Джульярдской школе. В 1995-97 годах он был ассистентом главного дирижера Кливлендского симфонического оркестра. В настоящее время дирижер параллельно с Нью-Йоркским коллективом сотрудничает с оркестром Северогерманского радио. В ноябре 2008 состоялся триумфальный дебют Гилберта в Нью-Йоркской Метрополитен Опера, где он дирижировал оперой Джона Адамса «Доктор Атомик». Сотрудничество с этим авангардистом продолжается и по сей день. В Дортмунде Нью-Йоркский филармонический оркестр и американский баритон Томас Хэмпсон исполнили вокальный цикл «The Wound-Dresser» Джона Адамса на стихи классика американской поэзии Уолта Уитмена. Во время гражданской войны в США Уитмен работал в госпиталях, переполненных ранеными солдатами, заботился о них, разговаривал с ними, писал письма их семьям. Результатом этих переживаний стал цикл стихотворений «The Wound-Dresser», название которого можно буквально перевести как «Перевязывающий раны». Проникновенный теплый лирический баритон Томаса Хэмпсона произвел глубокое впечатление в этих трагических песнях, посвященных страданиям войны.
Томас Хэмпсон (Thomas Hampson), американский баритон
Название нового оркестрового сочинения Магнуса Линдберга «ЭКСПО» не имеет отношения к прошедшим или к последующим всемирным выставкам. Хотя момент экстравертности и театральности играет в нем существенную роль. Произведение было написано специально по заказу оркестра Нью-Йоркской филармонии, и на премьере в 2009 году в Эвери Фишер Холле произвело фурор. В Кельнской филармонии состоялась немецкая премьера этого сочинения. Магнус Линдберг сегодня живет в Нью-Йорке и постоянно сотрудничает с оркестром Нью-Йоркской филармонии, хотя до этого он прошел долгий извилистый композиторский путь. Вместе с Кайей Саариахо, Эса Пеккой Салоненом и другими Линдберг входил в ультрамодернистский кружок «Korvit auki» («Откройте ваши уши»). С первых тактов партитуры сочинение «ЭКСПО» поразило своей многозначностью образов и тембровой сонорикой. Линдберг здесь широко использует палитру медных и ударных инструментов, не пренебрегая четко структурированными элементами.
Магнус Линдберг (Magnus Lindberg), финский композитор
Во Втором фортепианном концерте Прокофьева (солист Ефим Бронфман) ощущался конструктивистский дух, присущий предвоенной эпохе (концерт был создан в 1912-13 гг). В интерпретации Ефима Бронфмана и оркестра под управлением Алана Гилберта, чуткого знатока прокофьевской музыки, ранний концерт композитора балансировал между логикой и поэзией, шуткой и сарказмом, иронией и интеллектуализмом.
Логичным продолжением вечера стала Вторая симфония Яна Сибелиуса. Сам композитор никогда не отрицал, что в его симфониях ощущается неосознанное воздействие впечатлений родной природы и национальный музыкальный колорит. Но Сибелиус никогда не ограничивался прямолинейной имитацией народных мелодий. Композитор избегал в своих симфониях, которые он считал высшим видом музыкального искусства, конкретной программности. «Мои симфонии это музыка, которая задумана и создана без какой-либо литературной основы. Я не литературный музыкант, для меня музыка начинается там, где умолкает слово».
Этнический подтекст Второй симфонии был очевиден в трактовке Алана Гилберта. Дирижер, которому определенно близка музыка Сибелиуса, выстроил четкую и стройную концепцию симфонии: контуры мелодических линий, все кульминационные подъемы и динамическая палитра были ясно очерчены и в то же время необычайно органичны, чего отчасти не хватало Берлинскому филармоническому оркестру под управлением сэра Саймона Рэттла, который исполнил в Берлинской филармонии Первую симфонию композитора. В данном случае она прозвучала безупречно, с присущей оркестру пунктуальностью, но несколько суховато и интровертно.
Кельнская филармония
Контрастом симфонии Сибелиуса в берлинском вечере стал Первый фортепианный концерт Бетховена, солисткой в котором выступила прославленная японская пианистка Мицуко Учида. Эталонное звучание рояля: благородное туше, эмоционально наполненные фразы, деликатные пассажи и бережное отношение к звуку как к источнику высшей неземной красоты, сделали выступление Учиды подлинным образцом изысканного аристократического пианизма.
Саймону Рэттлу свойственна исключительная изобретательность в составлении программ. Он не боится представлять аудитории в рамках одного концерта классику и авангард. Вот и в этом сезоне Берлинский филармонический оркестр исполняет весь цикл симфоний Сибелиуса и фортепианных концертов Бетховена в контрастном сопоставлении с авангардистскими опусами венгерского концептуалиста Дьердя Лигети: звучащий космос «Атмосфер» памяти Матиаша Шейбера (соч.1961 года) соседствовал с исступленной оргией безумия в отрывках из оперы «Мистерия смерти» (соч.1974-77гг). Две арии для сопрано, экспрессивно почти до натурализма исполненные канадской певицей Барбарой Хэнниган, повергли многих слушателей в шок. Это был настоящий театр абсурда, и в сценическом, и в музыкальном плане: распад человеческой личности. Солистка и оркестр были вовлечены в этот ужасающий ритуал смерти.
Саймон Рэттл (Simon Rattle), дирижер Берлинского филармонического оркестра
Если вернуться к концертам Нью-Йоркского филармонического оркестра, то нельзя не отметить, что Алан Гилберт рационально подходит к выбору программ, чередуя академическую и более авангардную музыку. Это вызывает неизменный интерес публики. Так, Вторая симфония Рахманинова в интерпретации американского маэстро, исполненная в Дортмундском Концертхаусе, неожиданно обрела трагическое, суровое звучание. В то время, как у Мариса Янсонса, который выступал на следующий день в Амстердаме с Королевским оркестром Концертгебау, эта же симфония русского гения прозвучала мягче и лиричнее; в ней не было предощущения трагической обреченности.
Музыку Яна Сибелиуса охотно исполняют во всех европейских странах. Вот и в амстердамском Концертгебау Второй симфонии Рахманинова предшествовал Скрипичный концерт финского классика одна из жемчужин скандинавской инструментальной музыки. Голландская скрипачка Янин Янсен проникновенно чувствует атмосферу исполняемого сочинения. С первых тактов парящее звучание струнных с нежным скрипичным соло Янсен дало понять, что мы являемся свидетелями чуда, творимого солисткой в удивительном согласии с оркестром Концертгебау, управляемым дирижером-демиургом Марисом Янсонсом. Маэстро испытывает особый пиетет в отношении музыки Яна Сибелиуса. Долгие годы, сотрудничая с филармоническим оркестром Осло, Янсонс исполнил почти все симфоническое наследие финского автора.
Марис Янсонс (Mariss Jansons), дирижер
Спустя несколько дней дирижер представил в амстердамском зале Концертгебау масштабную Третью симфонию Густава Малера. Для Янсонса Малер культовый композитор. Его симфонии маэстро постоянно исполняет с разными европейскими коллективами: оркестрами Концертгебау, Баварского радио, Берлинской, Венской филармонии и Петербургской филармонии. Символично и то, что в преддверии малеровского юбилея 150-летия со дня рождения, который широко отмечается в этом году - Марис Янсонс исполняет Третью симфонию со своим главным Королевским оркестром Концертгебау, который он возглавляет уже несколько лет.
Марис Янсонс: Музыка Малера, конечно, связана с очень многими городами мира. Немало городов, которые имеют высочайшую культуру, там звучит много Малера. Например, Симфонический оркестр Баварского радио, который я возглавляю, во времена Кубелика тоже играл очень много малеровских симфоний. В Дрездене и Америке музыка Малера невероятно популярна Но, конечно, Амстердам это особое место. Потому что, Малер был большим другом Виллема Менгельберга. Менгельберг часто исполнял его симфонии, сам приезжал. И, конечно, эти малеровские традиции, связанные с Концертгебау, очень сильны и известны во всем мире. Авторитет Амстердама как города Малера и оркестра, этих традиций очень высок.
Но дело в том, что музыку Малера все обожают, любят и играют. Это всегда событие. Потому что, это гениальная музыка, охватывающая столько глубоких вопросов Столько проблем в ней вы можете найти. И вообще, мир этой музыки настолько широк Как в зеркале вы можете увидеть все проблемы, и внутреннюю жизнь человека. Там есть и трагедия, и драма, там есть любовь и ненависть, сарказм и гротеск. Вопрос жизни и смерти - для чего мы живем... Такой большой спектр вопросов и столько в эту музыку вложено, что, конечно, каждый слушатель, исполнитель находит что-то ему близкое. Поэтому, мне кажется, эта музыка всемирная. Она охватывает сердца всех людей, и поэтому, ее исполнение это всегда событие».
Весенний Концертгебау в Амстердаме
Марис Янсонс дирижировал Третью симфонию Густава Малера с поистине пантеистическим размахом. На протяжении всего сочинения постоянно ощущался дух времени, который так поразительно тонко чувствует российский музыкант. Дирижер глубоко проникся авторским замыслом Малера: тема пробуждения природы, всего живого и сущего была фантастически ярко и стихийно передана спонтанной, словно бы импровизационной игрой оркестра Концертгебау, создавая ощущение сиюминутного рождения музыки, так естественного для этой партитуры. Гармонично звучало в 4-й части волшебное меццо-сопрано Бернарды Финк, которая тонко чувствует малеровскую лирику. Ангельское пение детских голосов (5-я часть) - хор мальчиков BOYS OF НЕТ SACRAMENTSKOOR BREDA в полном согласии с оркестровой тканью создавало возвышенное настроение. Однако финальное Адажио (6-я часть) стало главным смысловым и эмоциональным центром малеровского цикла. Марис Янсонс здесь удивительнейшим образом передал всю глубину души малеровского alter ego.
А 1 февраля в Нидерландской опере давали новую постановку «Летучего Голландца» Рихарда Вагнера...
«Новое голландское воплощение старого Летучего Голландца»
После своей триумфальной постановки оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда"' в 2006 году, Мартин Kушей возвращается в Нидерландскую Оперу, чтобы поставить раннюю романтическую оперу Вагнера «Летучий голландец».
Мартин Kушей - один из известных радикальных мастеров современной режиссуры. Он создал свою репутацию на драматической сцене и до сих пор продолжает работать в этой сфере (с 2011 года Кушей возглавит Residenztheater в Мюнхене). Его постановка экспрессионисткой драмы «Воццек» Георга Бюхнера, первоначально показанная в Мюнхене, увидела амстердамская публика в 2009 году на Голландском Фестивале. Карьера Кушея в области музыкального театра началась с «Короля Артура» Генри Перселла в Штутгартском Staatstheater. После триумфальных постановок, осуществленных в Штутгарте, Мартин Кушей желанный гость ведущих мировых музыкальных сцен, Зальцбургского фестиваля, а так же многих оперных театров Цюриха, Берлина, Парижа и Вены.
Мартин Кушей (Martin Kusej), австрийский режиссер
Обращение к операм Вагнера для Мартина Кушея особая страница творчества. В трактовке режиссера «Летучий Голландец» Вагнера - не история любви, а рассказ о недостижимых устремлениях: передохнуть от бурь жизни, "вернуться домой", но, в то же время, и достичь нового, неизвестного, ahnungsvoll Empfundene («бессознательно ощущаемого»), - как выражался сам Вагнер.
Во многих своих работах, как в драме, так и в музыкальном театре Мартин Кушей уделяет основное внимание психологии персонажей. В вагнеровской опере Сента предстает единственным чистым и способным любить существом среди своих подруг, показанных бытово и вульгарно. Голландцу, которого Кушей видит горьким нигилистом, свойственны отчужденность и вечные скитания. Герой стремится к женщине не ради любви, а лишь ради спасения. Голландец и Сента антиподы в спектакле Кушея. Сента жаждет вырваться из пут консервативного общества, тогда как Голландец ищет спокойную гавань и безопасный кров.
Режиссер находит в опере параллели с современной социальной ситуацией: искаженная картина мира, выходящая из-под контроля природная стихия, вызывающая чувство страха и паники, как в зловещих фильмах ужасов. Корабль традиционно поэтический символ устремления вдаль, сегодня предстает в образах комфортабельных круизных судов, контейнеровозов символов процветающей торговли, фешенебельных яхт богачей, жалких лодчонок беженцев из третьего мира, но у Кушея действие всей оперы происходит на корабле, плывущем в никуда. Именно там неизбежна встреча с роковым Летучим Голландцем.
Опера рихарда Вагнера "Летучий голландец" в постановке мартина Кушея /Нидерландская опера/
Море является фоном действия как в своей грозной и неумолимой мощи, так и в «одомашненном» образе бассейна. И в финале спектакля водная бездна становится местом гибели Сенты и Голландца. В современном обществе их совместное счастье невозможно: они неминуемо обречены на страдания и смерть. Их спасение возможно только через любовь, но оно происходит уже в другой реальности.
Наиболее удачно в спектакле выступили финский бас Юха Юситало в партии Голландца, а также американская сопрано Кэтрин Нэглстад Сента. Менее убедителен в вокальном отношении и неестественности актерской игры был «патриарх» оперной сцены Роберт Ллойд в роли Даланда. Однако, главным вдохновителем музыкальной драмы стал главный дирижер Нидерландской оперы Хартмут Хэнхен, превосходный знаток и неутомимый пропагандист вагнеровского творчества.
После успешной постановки «Тангейзера» в 2007-м Хартмут Хэнхен в содружестве с французским режиссером Пьером Ауди осуществили постановку и видеозапись вагнеровского «Кольца».
Дирижер Хартмут Хэнхен о новой постановке оперы Р.Вагнера «Летучий Голландец»: «Летучий голландец был особенно значимой оперой для Вагнера. После премьеры композитор понял, что находится на правильном пути, и слушатель может прекрасно понять его и последовать за ним »
Хартмут Хэнкен (Hartmut Haenchen), главный дирижер Нидерландской оперы
В заключение можно сказать, что, несмотря на всевозможные непредсказуемые капризы природы, музыкальная жизнь Европы продолжает развиваться, а каждый новый день приносит свои краски, веяния и звучания...