17 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина прошла официальная церемония передачи Большому театру «Вазы с изображением попугая», что было подтверждено вручением музыкальному руководителю ГАБТа композитору Леониду Десятникову специального сертификата. В церемонии также приняли участие директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич, заведующая музеем Большого театра России Лидия Харина и директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

Во время реконструкции помещений Большого театра ваза, принадлежащая театру, была повреждена: ее горловина разбилась на сотни осколков. Характер повреждений ставил под большое сомнение возможность ее восстановления. Теперь, после ее возрождения, она украшает выставку санкт-петербургского Императорского фарфорового завода (б. ЛФЗ), которая продлится до 15 апреля. Затем ваза будет передана в музей ГАБТа.

Л. Харина: «Сами мы никак не могли бы восстановить вазу. Оказалось, это крайне дорогая работа. Когда мне надо было просчитать, какую сумму просить на ее реставрацию, цифра оказалась немалой. У нас до сих пор не было связей с Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга, но, когда мы к нему обратились, завод выполнил эту работу бесплатно. Удивительна история, как мы узнали, что у этой вазы есть пара. Два года назад в Кремле тоже была выставка Императорского фарфорового завода, и, посетив ее, мы увидели точно такую же вазу!»

Л. Десятников: «В отличие от многочисленных ритуальных столичных мероприятий, сегодняшняя церемония очень осмысленная, трогательная, волнующая. Пару недель назад открылся хоровой зал. И был даже дан маленький концерт – то есть оазис великого мира искусства возрождается. Сегодня нам возвращают собранную из кусочков вазу. Из таких маленьких кирпичиков и складывается волшебный паззл, называемый «Историческая сцена Большого театра». И, в конечном счете, уже через два года мы получим этот волшебный исполинский сундучок, хранящий музыкальные шедевры. Мы приближаем этот момент как можем».

«Ваза с изображением попугая» – напольный фарфоровый сосуд высотой более 1,5 м и расписанный тропическими растениями и экзотическими птицами. Была создана на Императорском фарфоровом заводе в 1893 г. Этот период истории завода связан с обновлением технологической базы производства, которое позволило создавать произведения значительных размеров, особо ценимые императором Александром III.

Парная ваза с идентичным рисунком хранится в настоящее время в Эрмитаже. Обе вазы расписаны Константином Николаевичем Красовским, представителем знаменитой династии, почти три четверти века проработавшей на ИФЗ. Отреставрированная «московская» ваза выставлена в Музее А.С. Пушкина в экспозиции «Возвращение легенды», где демонстрируются уникальные фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода из московских и петербургских частных коллекций. Здесь можно увидеть бюст Екатерины II (1793) – и в то же время золоченую посмертную маску революционера В. Володарского (1918), части царских сервизов на 1000 персон – и чайник затейливой формы, созданный Малевичем; фарфор начала ХХ в., расписанный в стиле модерн, и современные остро-авангардные украшения (2007), старинные и современные декоративные блюда и вазы.

На выставке демонстрируется документальный фильм об ИФЗ и технологии изготовления предметов из «белого золота». В отличие от советского времени, ИФЗ больше не производит массовых изделий, но лишь штучные высокохудожественные. Многие экспонаты свидетельствуют о том, что завод традиционно с вниманием относится к русской музыкальной культуре. Традиционны в его продукции фигуры балерин. А на выставке представлены фарфоровые фигуры Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова (1922), П. Норцова роли Онегина (1949); серия фигур и сервиз «Гофманиана» сделан по мотивам сценографии М. Шемякина к балету «Щелкунчик».

Вернуться к списку новостей