2 февраля 135 лет назад в Вене родился Фриц Крейслер. Его почти полувековая творческая деятельность оставила глубокий след в истории скрипичного искусства ХХ столетия. Великий Рахманинов, оценивая музыкальный мир 30-х годов ХХ века, писал: «Лучшим скрипачом считается Крейслер. За ним идет Яша Хейфец, или рядом с ним». Это высказывание очень ценно, так как Сергей Васильевич не раз играл и записывался с австрийским скрипачом. Имя Хейфеца упомянуто тоже не случайно. Во-первых, «император скрипки» (а именно так называли Хейфеца), родился в один день с Крейслером, но только на 26 лет позже. А во-вторых, как гласит легенда, Крейслер, впервые услышав 16-летнего Яшу 17 октября 1917 года в Карнеги-холле, якобы воскликнул: «Теперь мы все можем сломать наши смычки».
Биография Фрица Крейслера типична для вундеркинда. В 4-хлетнем возрасте родители дали ему скрипку, и он самостоятельно подобрал на ней австрийский гимн, после чего отец стал давать ему уроки. В 7 лет он начал обучаться в Венской консерватории, куда его допустили в виде исключения (по правилам туда принимались дети не младше 14 лет); в 10 лет окончил консерваторию с золотой медалью. Далее последовала Парижская консерватория, в которой юноша занимался по классу скрипки у Массара, а по теории и композиции у Делиба. И здесь он получил первую премию на выпускном экзамене, обойдя 40 (!) студентов, которые были старше его на 10 и более лет.
Крейслер решил посвятить себя исключительно творчеству, в первую очередь, исполнительскому, но первый концертный тур по США с пианистом Морицем Розентелем был не особенно удачным. Вернувшись в Вену, он, как ни покажется странным, два года учился на медицинском отделении университета (впрочем, почему странным? Ведь он родился в семье врача). И все-таки карьера скрипача его привлекала гораздо больше. Настоящее международное признание пришло к нему в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. (Интересно, что именно с этим дирижером дал свой первый заграничный концерт Яша Хейфец в 1913 году).
Далее последовала типичная жизнь концертирующего музыканта: сменялись страны, континенты, везде публика ему рукоплескала Последнее публичное выступление Крейслера состоялось в 1947 году в Карнеги-холле
Фриц Крейслер вошел в историю музыки не только как скрипач, но и как композитор. Его перу принадлежат миниатюры, два струнных квартета и две оперетты. Весьма популярны его многочисленные музыкальные мистификации, изданные как обработки сочинений Куперена, Боккерини, Пуньяни и других композиторов 17-18 веков.