В Концертном зале Мариинского театра успешно стартовал фестиваль новой академической музыки «Новые горизонты». Вот уже третий год инициатором его является художественный руководитель Мариинского театра, всемирно известный дирижер Валерий Гергиев. По словам маэстро, этот фестиваль призван знакомить общественность, прежде всего с новыми композиторскими именами, а также с премьерами композиторов-патриархов, уже давно заслуживших признание. В отличие от предыдущих фестивалей, прошедших осенью, к нынешнему решили обратиться в середине зимы. Как заметил сам Валерий Гергиев, интерес к этому событию еще больше пробудился у публики, в частности у молодежи.
Валерий Гергиев: «Я думаю, этот фестиваль призван открывать как новые страницы, так и возвращать то, что нельзя было забывать. Мне кажется, из-за тяжелых 1980 90-х годов музыкальная жизнь даже такого крупного культурного центра как Петербург, все-таки, должна была каким-то образом пострадать от распада Советского Союза. Это, прежде всего, коснулось некогда очень насыщенных и резонансных событий, таких как форумы, и даже съезды композиторов. Там звучало очень много музыки. Сотни, а иногда даже тысячи коллег и солистов могли составить очень живое, как правило, непосредственное мнение, свое впечатление от только что прозвучавших сочинений. Произведения исполнялись десятками, исполнялись не раз, и не два. Но, последние 20 лет трудно было мечтать о том, чтобы такие форумы могли происходить постоянно. Это дело очень дорогое, организационные хлопоты необходимы немалые. Я уверен, что помимо музыки Чайковского, Верди, Моцарта, или Пуччини должны сначала звучать произведения Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, Яначека, Рихарда Штрауса, Кароля Шимановского, и вот сейчас сочинения наших композиторов-современников, представителей петербургской, ленинградской школы. И это важно, прежде всего, для такого фестиваля, как «Новые горизонты». Конечно, мы много усилий посвящаем исполнению крупнейших французских, английских и немецких композиторов. Многое сделано нами для того, чтобы музыка Губайдулиной, Шнитке и Щедрина звучала здесь, и в других залах по всему миру».
Вернувшись тем же днем с гастролей с фестиваля в Эйлате, оркестр Мариинки и маэстро Гергиев перед очередным продолжительным вояжем в Европу отважились представить петербуржцам и гостям города сразу две мировые премьеры симфонии Слонимского и Круглика, а также возобновление музыки балета «Двеннадцать» Бориса Тищенко (партитура этого сочинения долгое время оставалась в забвении).
« Черный вечер. Белый снег » Именно таким поэтическим эпиграфом открывается этот балет по мотивам одноименной поэмы Александра Блока (посмертного сочинения поэта). Неумолимый ход времени, трагическая обреченность, ощущение гигантской пропасти все эти символы вселенской революции запечатлены в музыке Бориса Тищенко.
Борис Тищенко: «Я это сочинение не считал каким-то самым важным в моем портфеле. Но, после того, как я сегодня услышал как это сыграл Валерий Гергиев, я к своему детищу потеплел на очень много градусов. Я начал вчитываться в Блока и увидел, что там все написано, что там только подобрать ноты, ритмически и концепционно. У Блока это так выстроено, это такая удивительная поэма, ее тайна не разгадана. Я много общего нахожу у Блока с Данте, в частности, вот этот страшный ветер: «Черный вечер. Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер / На всем божьем свете!»
А у Данте, когда они с Вергилием спускаются в ледяное озеро Кацид, они там видят шестикрылого Люцифера, который создает тоже огромный ветер, и озеро замерзает. И вот этот жуткий холодный ветер в аду, он вырвался на поверхность у Блока. Это кусочек Ада. А люди, подхваченные этим ветром Почему поэма заканчивается словами: « впереди Иисус Христос »? Иисус их простил и освободил. Даже таких грешников, как убийцы, и то можно прощать, если ты, конечно, Бог».
В программе триумфального концерта прозвучали мировые премьеры 2-х частной Симфонии (2000) молодого петербургского композитора, ученика Тищенко Вячеслава Круглика, знакомого петербуржцам по гоголевскому фестивалю опере «Коляска», а также 21-й симфонии (2009) Сергея Слонимского, овеянной образами Фауста.
Слева-направо: Валерий Гергиев / Борис Тищенко / Сергей Слонимский / Вячеслав Круглик
Сергей Слонимский: «Это музыкальные зарисовки, впечатления от некоторых основных образов великой поэмы. В частности, что меня привлекло в Фаусте - беспокойные поиски смысла жизни, поиски прекрасного мгновения, недостижимого, обретаемого лишь ценой жизни. И, если у Данте преобладает троичность, то у Гете в «Фаусте» парность. Две части и две кульминации. Первая из них обретение Фаустом личного эгоистического счастья. Фауст совершенно не думает об окружающих людях, даже о своей любимой женщине, которую он реально толкает на преступление и на казнь, естественно не без происков Мефистофеля, который является его вторым alter ego. Вторая кульминация раздумья Фауста о благе людей, обретение прекрасных мгновений ценою жизни, и его бессмертная сущность удостаивается высшего круга. В третьей части симфонии Мефистофель alter ego Фауста. Мне кажется, что мефистофельское есть в самом Фаусте. Тема воли Фауста, и шабаш одновременно, и мефистофельский бесплодный скепсис, который обнажается в самом Фаусте Мефистофелем».
Финальная симфоническая сцена «Вальпургиевой ночи» - воплощение дьявольских сил. Композитор яростно передает этот шабаш средствами алеаторики.
Из других заметных акцентов фестивальных концертов выступление Ансамбля Дмитрия Покровского и «Opus Post» в минималистском проекте Владимира Мартынова «Ночь в Галиции». Любителям современного танца и пластики коллектив «Киев Модерн Балет» под руководством Раду Поклитару предложит и вовсе эксклюзивную программу, составленную из премьерных балетов «Палата №6» на музыку Арво Пярта и «Underground», автор музыки Петерис Васкс (ожидается приезд этого композитора в Санкт-Петербург).