Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского в юбилейном, 80-м сезоне, подготовили для публики ряд интересных программ. Одна из них две музыкальные версии истории Франчески да Римини, принадлежащие русским композиторам. Если симфоническая фантазия П.И.Чайковского на эту тему является постоянной частью репертуара БСО, то концертное исполнение оперы С. Рахманинова из разряда событий редких.
Концерт из произведений Чайковского и Рахманинова состоится 31 января в Большом зале Московской консерватории. Солисты: Татьяна Моногарова, сопрано; Всеволод Гривнов, тенор; Дмитрий Белосельский, баc; Олег Долгов, тенор; Бенно Шоллум, баритон (Австрия). В концерте участвует Хор Государственной Третьяковской галереи.
Кратко изложенная в «Божественной поэме» Данте история Франчески и Паоло из Пятой песни «Ада» стала источником вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов и кинематографистов. В русской музыке первооткрывателем этого сюжета стал Чайковский. Его замысел, первоначально связанный с оперным жанром, реализовался как фантазия для симфонического оркестра. Композитор увидел историю двух влюбленных как вневременную психологическую драму. Преступная запретная любовь и возмездие за нее, страх смерти и адские страдания, для Чайковского это явилось близкой темой.
Среди оперных прочтений «Франчески да Римини» одно из самых значимых принадлежит Рахманинову. Сценическая судьба его «маленькой трагедии» оказалась непростой. После премьеры под управлением автора в Москве в Большом театре 24 января 1906 года она ставилась лишь время от времени. Незадолго до начала Великой Отечественной войны опера несколько раз прозвучала в виде спектакля-концерта в только что открытом Концертном зале имени П.И. Чайковского. Руководил постановкой Николай Голованов, возглавлявший в те годы БСО. Пропагандист творчества Рахманинова, во время войны он записал «Франческу» на радио.
В «федосеевскую эру» БСО традиция концертного исполнения опер продолжилась. Оркестром были представлены «Майская ночь» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова, оперы Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» (последняя и в Японии).
«Франческа да Римини» Рахманинова особое произведение для Большого симфонического оркестра. С ней связана начальная страница истории коллектива: в самом первом концерте БСО, транслировавшемся по радио 21 декабря 1930 года, Антонина Нежданова спела арию Франчески.