25 января в Концертном зале имени Чайковского концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского и его художественного руководителя и главного дирижера Владимира Федосеева посвящается творчеству двух композиторов XX века, двух сыновей польской земли, судьбы которых связаны с историей России. В программе редко исполняемые симфонии Мечислава Вайнберга (1919-1996) и Кароля Шимановского (1882-1937). В трех частях цикла Вайнберга используются стихи советских поэтов Льва Квитко, Самуила Галкина и Михаила Луконина. В концерте БСО они прозвучат в исполнении хора мальчиков Московского хорового училища - коллектива, участвовавшего и в премьере симфонии.
Кароль Шимановский родился и до девятнадцати лет прожил в Херсонской губернии тогдашней Российской империи (сейчас территория Украины). В родной Тимошовке, куда композитор вновь вернулся перед началом Первой мировой войны, была создана Третья симфония для солиста, хора и оркестра на стихи Т. Мициньского по мотивам поэзии средневекового персидского мистика Джалаледдина Руми. В этой необычной симфонии-кантате нашло свое наиболее полное воплощение увлечение композитора культурой Востока и влияние симфонизма Малера. О последнем свидетельствует и исполнительский состав с гигантским оркестром, с привлечением солиста и хора, которые трактуются как дополнительная эмоционально-звуковая краска, и даже программное название сочинения «Песнь о ночи».
Для Мечислава Вайнберга, родившегося и жившего до Второй мировой войны в Польше, Россия стала второй родиной. Композитор, которому в декабре 2009 г. исполнилось бы девяносто лет, был последователен в обращении к симфоническому жанру. Свою первую симфонию он написал во время эвакуации в Ташкенте. Шестая симфония Вайнберга перекликается с созданной в то же время Тринадцатой симфонией Шостаковича. Те же темы войны, трагической судьбы еврейского народа, то же обращение к памяти каждого человека. Известно, что Шостакович, которого с Вайнбергом связывали дружеские узы, сказал: «Я хотел бы поставить под этой симфонией свое имя».