20 января исполняется 155 лет со дня рождения Эрнеста Шоссона. Во французской музыке конца XIX века ему, как композитору яркого, своеобразного дарования, принадлежит почетное место. Шоссон прожил короткую жизнь, и все же внес значительный вклад в сокровищницу национального искусства. Лучшие произведения Шоссона, наряду с произведениями его современников Дебюсси и Форе, Д’Энди и Франка звучат во всем мире, пользуясь большим успехом у слушателей.
Эрнест Амеде Шоссон родился в 1855 году в Париже. По настоянию отца изучал юриспруденцию в Парижском университете. Серьезные занятия музыкой начал сравнительно поздно: в 25 лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Ж.Массне, позже брал уроки у С.Франка. Значительную роль в его становлении сыграла музыка Вагнера, которую он слушал в Мюнхене.
Шоссон объездил Европу от Чехословакии до Испании, но был особенно привязан к итальянскому городку Фьезоле, где часто отдыхал, и Брюсселю, который всегда оказывал его музыке более теплый прием, чем родной Париж. Он общался с Малларме, Дюпарком, Дебюсси, Альбенисом, Корто. Умер Шоссон в рассвете лет 10 июня 1899 от ушибов, полученных при падении с велосипеда.
В ранних сочинениях Шоссона (вокальные циклы, симфоническая поэма «Вивиана») значительно сказалось влияние Массне, Франка и Вагнера. На этой основе сформировался полный драматизма, местами патетический стиль его более зрелых опусов «Поэмы о любви и море» для голоса с оркестром, Симфонии, Концерта для фортепиано, скрипки и струнного квартета, монументальной оперы «Король Артур», сюжет которой перекликается с вагнеровским «Тристаном».
Ряд сочинений Шоссона 90-х годов (Поэма для скрипки с оркестром, квартеты) свидетельствуют о его увлечении музыкой молодого Дебюсси, знакомство с которым в 1889 году перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти композитора. В этот же период Шоссон обратился к музыке старых итальянских и французских мастеров, в т.ч. Куперена и Рамо, и освоил более строгую классическую манеру письма.
В своем творчестве Шоссон был не новатором, а завершителем, доводящим до совершенства дело своих предшественников, он избегал крайностей и эмоциональных всплесков, отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме.