Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев объявил недавно о старте в России не имеющей аналогов в нашей стране акции: театр начинает принимать заявки по электронной почте от российских любителей классической музыки на приобретение аудиопродукции звукозаписывающего лейбла «Мариинский». Напомним, что лейбл «Мариинский» был организован Валерием Гергиевым и Мариинским театром, и выпустил первый диск в мае 2009 года. Все диски лейбла записываются в Концертном зале Мариинского театра, обладающем отличной акустикой, на сверхсовременном оборудовании, которым оснащен зал.
Вот что рассазал маэстро Валерий Гергиев об этой инициативе.
Валерий Гергиев: «Что такое подписка на новые записи Мариинского театра? Приобретать эти записи по подписке, это прежде всего то, что, наверное, многим уже достаточно неплохо знакомо. Ну вот, в частности записи, которые мне удалось осуществить с Лондонским симфоническим оркестром, и некоторые из видео проектов с Метрополитен опера едва ли не больше половины этих дисков приобретаются по подписке. Я думаю, эта тенденция совсем скоро возобладает и в России.
Мы осуществили запись оперы Шостаковича «Нос». Она вышла во всем мире где-то в мае-июне 2009 года. Мы намеренно не хотели начинать с тиражирования этой записи в России, потому что нам казалось, что надо немножко поднабрать силенок, и чтобы это воспринималось более серьезно у нас в стране. Нам нужен был и какой-то международный резонанс, который в итоге и получили. Записи «Носа», Первой и Пятнадцатой симфоний Шостаковича хорошо оценены мировой общественностью, и стали уже вполне естественно называться в числе лучших записей года во всем мире. А ведь записей делается, оказывается, уже больше, чем раньше. Ведь теперь, как и мы, здесь в Мариинском театре, так и многие другие коллективы Северной Америки и Европы, тоже перешли на совершенно самостоятельную в этом плане деятельность. Сами коллективы, и сами руководители определяют когда, как и с кем, что записывать и предлагать любителям классической музыки.
Мне кажется этот процесс необратимым. Я сам проработал 20 лет с компаниями Philips, Decca, Universal, Polygram. Менялось за эти годы очень многое, но я всегда был эксклюзивным артистом. Мне удавалось иногда записываться и на Deutsche Grammophon с Пласидо Доминго, Анной Софи Муттер, Юрием Башметом и Анной Нетребко. Но, в целом, мне казалось тогда очень важным для театра иметь столь эксклюзивный контракт, рассчитанный на 15-16 лет с 1989 по 2008 год. Мы продолжаем что-то планировать с ними. Но, безусловно, отныне, все вопросы, которые в этой плоскости перед нами возникают, мы решаем сами, работаем с крупнейшими специалистами как с западными, так и с российскими. Уверен, что наши быстро учатся, во всяком случае, задача перед ними такая поставлена. Думаю, этот процесс обучения будет происходить достаточно живо. Мне кажется это начинание успешным. Даже за свои уже 22 года работы в Мариинском театре этот шаг, пожалуй, не запоздалый, а напротив, своевременный. Хотя, может быть, при возможном стечении обстоятельств, мы могли сделать это на год и на два раньше.
Наверное, через 8-10 месяцев, хотя об этом еще рано говорить, у нас будут реализованы как минимум 15 проектов. А это уже каталог. Туда войдут 5-6 опер. Сегодня оперы записываются нечасто. Хотя, я записал пару опер в Лондоне. Опера очень дорогое дело. Мы стараемся удачно балансировать между поиском лучших решений. Конечно, запись «Очарованного странника» Родиона Щедрниа была необходима (релиз намечен на февраль 2010 года). Там также записан концерт для оркестра «Озорные частушки», и фрагменты из музыки балета «Конек Горбунок». В мае мы предложим выпуск записи оперы «Парсифаль» Рихарда Вагнера. Это важный для нас проект. Совершенно понятно, что российская компания, записывающая оперу Вагнера, сталкивается с огромной конкуренцией и даже скептицизмом. Почему «русский» Вагнер? В конце концов, мы к этому готовились не один, и не два дня. Уверен, что нам сегодня очень многое надо записать. Работа менеджеров компании Deutsche Grammophon заключается еще и в зарабатывании денег. У нас задача иная. Нам следует задокументировать творчество лучших артистов Мариинского театра нынешней эпохи. Это и классические, и современные спектакли. У нас большой список, я его постоянно обдумываю».