На сцене Концертного зала Мариинского театра открылся Третий фестиваль современной музыки «Новые Горизонты». До 24 января он представит слушателям новые оригинальные произведения современных композиторов, в том числе две мировые премьеры сочинений петербургских авторов. Созданный Валерием Гергиевым в 2007 году с целью познакомить аудиторию с новыми течениями в классической музыке и представить слушателям наиболее ярких композиторов академических жанров, фестиваль соединяет в своей программе произведения как российских, так и зарубежных авторов. В фокусе фестиваля -- музыкальные произведения ныне живущих композиторов.
Нынешний фестиваль представит не только новые горизонты современной академической музыки включая произведения Бориса Тищенко, Сергея Слонимского, Альфреда Шнитке, Александра Раскатова, Владимира Мартынова но и поиски в области визуальных искусств и танца.
На концерте-открытии фестиваля 17 января симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил музыку к балету «Двенадцать» Бориса Тищенко, мировую премьеру Двадцать первой симфонии «Из Фауста Гете» Сергея Слонимского и мировую премьеру симфонии молодого петербургского композитора Вячеслава Круглика.
Во втором концерте 18 января Юрий Башмет продирижирует камерным ансамблем «Солисты Москвы». Программа концерта включает петербургскую премьеру сочинения Александра Раскатова Bel Canto для альта и струнных, посвященного Юрию Башмету. Так же в программе произведения Яначека, Шнитке, Энеску, Бартока и Бенда.
19 января фестиваль продолжит вечер органной музыки. Органист парижской церкви Успения Богородицы Леонид Карев выступит с программой из сочинений современных композиторов и своих собственных произведений.
Апогеем фестиваля станет «Ночь в Галиции». 21 января Ансамбль Дмитрия Покровского и ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко исполнят феерическое вокально-инструментальное действо минималиста Владимира Мартынова на тексты Велимира Хлебникова и русалочьи песни из «Сказаний русского народа», собранных в середине 19 века фольклористом Иваном Сахаровым. Над сценическим решением этого представления работали знаменитые художники Франциско Инфантэ-Арана и Нона Горюнова, создавшие ширмы и инсталляцию «Выстраивание знака». Специально для петербургской премьеры художники разработали новый вариант инсталляции, учитывающий особенности концертного зала театра.
«К концу средневековья музыка стала изменять своим соседям по квадривиуму арифметике, астрономии и геометрии», - рассуждает Владимир Мартынов, комментируя истоки создания «Ночи в Галиции». «Музыка сблизилась с грамматикой, риторикой и диалектикой дисциплинами, образующими тривиум, за что и понесла суровое наказание, попав в сети литературы. На протяжении всего нового времени, подобно хлебниковской русалке, музыка билась и изнемогала в этих коварных сетях. Она стала риторичной, диалектичной, литературной. Откроем себя для естественного течения могучего музыкального истока, и тогда мы сможем увидеть, как оживает русалка музыки».
24 января фестиваль завершится выступлением авторского театра «Киев Модерн Балет» под руководством хореографа Раду Поклитару. Впервые в России будут показаны камерная пластическая драма «Палата номер 6» на музыку знаменитого эстонского композитора Арво Пярта по мотивам одноименного рассказа А.П. Чехова и вдохновленный экзистенциальной философией Сартра балет «Андеграунд» на музыку известного латышского композитора Петериса Васкса. Ожидается, что Петерис Васкс приедет на петербургскую премьеру балета.
«Мне близок танец свободный, ничего не отрицающий и воспринимающий любые стили», - утверждает Раду Поклитару. «Когда у тебя отсутствует табу, твоя палитра становится богаче. Это может показаться эклектикой, но, оперируя многими стилями, я чувствую себя по-настоящему свободным».