В нынешнем юбилейном 80-м сезоне Большой симфонический оркестр им. Чайковского и маэстро Владимир Федосеев представляют новый абонементный цикл «Исторические концерты». Название абонемента отсылает нас к старой дореволюционной традиции в начале прошлого века в Первопрестольной проведение исторических концертов инициировал забытый сегодня композитор и дирижер Сергей Василенко. Спустя век, заполнить эту нишу решили московские музыканты
В концертах абонемента Большого симфонического оркестра помимо самого Владимира Федосеева выступят признанные лидеры отечественной дирижерской школы Александр Лазарев, Александр Дмитриев, Максим Шостакович и Александр Ведерников.
Первый из исторических концертов, который состоялся вчера 24 декабря на сцене Большого зала Московской консерватории, был посвящен Георгию Свиридову композитору, который духовно близок самому Владимиру Федосееву. Его дирижерская трактовка свиридовских произведений до сих пор впечатляет своей глубиной, особой трепетной простотой и художественным многообразием.
Название концерта «Есть пророк» позаимствовано у самого Свиридова так он оценивал творчество любимого им поэта Сергея Есенина. В программе вечера Владимир Федосеев представил два свиридовских цикла на стихи поэта ушедшей, но незабвенной Руси «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Отчалившая Русь» в оркестровке норвежского композитора Р. Седерлинда.
Владимир Федосеев: « Это вокально-фортепианный цикл, трагическое сочинение, конечно. Но сейчас мы это восстановили, и именно норвежский композитор Седерлинд, он почувствовал музыку Свиридова как бы сродную его душе. Тут тоже идет традиция от Грига и от норвежской музыки, от фольклора, от природы, от всего. Так же и у Свиридова две глыбы как бы сошлись в одном. И он инструментовал эту «Отчалившую Русь» »
В концерте принимали участие Хор Большого театра России и солисты. Тенор Всеволод Гривнов исполнил сольную партию в «Поэме памяти Сергея Есенина». Другой солист Михаил Гужов в российской премьере «Отчалившей Руси» Свиридова (версия для баритона с оркестром) оказался, к сожалению, совершенно беспомощным. Голос певца носил, скорее, басовый оттенок, да и дикция местами пропадала. Солиста разительно перекрывал сам оркестр.
Оркестровку «Отчалившей Руси» выполнил норвежский композитор Рагнар Седерлинд, который отнюдь не понял свиридовского стиля и нарушил каноны композиторского языка. Многие из почетных деятелей культуры, присутствовавших на концерте в Большом зале консерватории, оказались недовольны таким вольным подходом Седерлинда к священной музыке Георгия Свиридова. Седерлинд напрасно умудрился в какой-то мере унаследовать опыт Шостаковича с инструментовкой «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Поэму «Отчалившая Русь» Свиридов сам однажды пытался оркестровать, однако так и не решился на подобный шаг, видимо композитора удовлетворял первоначальный вариант произведения для голоса и фортепиано, первыми исполнителями которого были Елена Образцова и сам автор.
Владимир Федосеев констатировал тот факт, что: «К сожалению, в нынешнее трудное время Свиридова мало кто исполняет. Где бы мы не играли его музыку, все от нее плачут, но, кто это такой упущено. Потому что никто не старался его показывать, кроме нашего оркестра», - объясняет российский маэстро. «Этот композитор был центром культуры, когда в Москве и в России другие люди понимали, чтобы быть композитором рядом с ним, надо обладать очень большим талантом», - замечает Владимир Федосеев.
Подлинным пиком концерта стала оратория «Поэма памяти Сергея Есенина». Удивительное слияние хора Большого театра и Большого симфонического оркестра им. Чайковского, ведомого могучим Владимиром Федосеевым, придало сочинению особый яркий колорит и сакральность. Прозрачная оркестровка средних частей поэмы, чистые струнные, звенящие звучности духовых и мистериальные фразы хора соседствовали с трагедийными кульминационными эпизодами оратории, один из которых «Небо как колокол» плач по ушедшей потерянной духовной России.
Безусловно, этот монографический концерт из произведений Георгия Свиридова стал знаковым событием уходящего 2009 года, и одной из вершин музыкального сезона Большого симфонического оркестра им. Чайковского.
Материалы по теме:
>> Официальный сайт Владимира Федосеева
>> Официальный сайт Большого симфонического оркестра им. Чайковского