Владимир ФедосеевВ нынешнем юбилейном 80-м сезоне Большой симфонический оркестр им. Чайковского и маэстро Владимир Федосеев представляют новый абонементный цикл «Исторические концерты». Название абонемента отсылает нас к старой дореволюционной традиции – в начале прошлого века в Первопрестольной проведение исторических концертов инициировал забытый сегодня композитор и дирижер Сергей Василенко. Спустя век, заполнить эту нишу решили московские музыканты…

В концертах абонемента Большого симфонического оркестра помимо самого Владимира Федосеева выступят признанные лидеры отечественной дирижерской школы – Александр Лазарев, Александр Дмитриев, Максим Шостакович и Александр Ведерников.

Первый из исторических концертов, который состоялся вчера 24 декабря на сцене Большого зала Московской консерватории, был посвящен Георгию Свиридову – композитору, который духовно близок самому Владимиру Федосееву. Его дирижерская трактовка свиридовских произведений до сих пор впечатляет своей глубиной, особой трепетной простотой и художественным многообразием.

Название концерта «Есть пророк» позаимствовано у самого Свиридова – так он оценивал творчество любимого им поэта Сергея Есенина. В программе вечера Владимир Федосеев представил два свиридовских цикла на стихи поэта ушедшей, но незабвенной Руси – «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Отчалившая Русь» в оркестровке норвежского композитора Р. Седерлинда.

Владимир Федосеев: «…Это вокально-фортепианный цикл, трагическое сочинение, конечно. Но сейчас мы это восстановили, и именно норвежский композитор Седерлинд, он почувствовал музыку Свиридова как бы сродную его душе. Тут тоже идет традиция от Грига и от норвежской музыки, от фольклора, от природы, от всего. Так же и у Свиридова – две глыбы как бы сошлись в одном. И он инструментовал эту «Отчалившую Русь»…»

В концерте принимали участие Хор Большого театра России и солисты. Тенор Всеволод Гривнов исполнил сольную партию в «Поэме памяти Сергея Есенина». Другой солист Михаил Гужов в российской премьере «Отчалившей Руси» Свиридова (версия для баритона с оркестром) оказался, к сожалению, совершенно беспомощным. Голос певца носил, скорее, басовый оттенок, да и дикция местами пропадала. Солиста разительно перекрывал сам оркестр.

Оркестровку «Отчалившей Руси» выполнил норвежский композитор Рагнар Седерлинд, который отнюдь не понял свиридовского стиля и нарушил каноны композиторского языка. Многие из почетных деятелей культуры, присутствовавших на концерте в Большом зале консерватории, оказались недовольны таким вольным подходом Седерлинда к священной музыке Георгия Свиридова. Седерлинд напрасно умудрился в какой-то мере унаследовать опыт Шостаковича с инструментовкой «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Поэму «Отчалившая Русь» Свиридов сам однажды пытался оркестровать, однако так и не решился на подобный шаг, видимо композитора удовлетворял первоначальный вариант произведения для голоса и фортепиано, первыми исполнителями которого были Елена Образцова и сам автор.

Владимир Федосеев констатировал тот факт, что: «К сожалению, в нынешнее трудное время Свиридова мало кто исполняет. Где бы мы не играли его музыку, все от нее плачут, но, кто это такой – упущено. Потому что никто не старался его показывать, кроме нашего оркестра», - объясняет российский маэстро. «Этот композитор был центром культуры, когда в Москве и в России другие люди понимали, чтобы быть композитором рядом с ним, надо обладать очень большим талантом», - замечает Владимир Федосеев.

Подлинным пиком концерта стала оратория «Поэма памяти Сергея Есенина». Удивительное слияние хора Большого театра и Большого симфонического оркестра им. Чайковского, ведомого могучим Владимиром Федосеевым, придало сочинению особый яркий колорит и сакральность. Прозрачная оркестровка средних частей поэмы, чистые струнные, звенящие звучности духовых и мистериальные фразы хора соседствовали с трагедийными кульминационными эпизодами оратории, один из которых «Небо – как колокол» – плач по ушедшей потерянной духовной России.

Безусловно, этот монографический концерт из произведений Георгия Свиридова стал знаковым событием уходящего 2009 года, и одной из вершин музыкального сезона Большого симфонического оркестра им. Чайковского.

 

Материалы по теме:

>> Официальный сайт Владимира Федосеева

>> Официальный сайт Большого симфонического оркестра им. Чайковского

>> Интервью с Владимиром Федосеевым в преддверии юбилейного года Большого симфонического оркестра им. Чайковского

 

Вернуться к списку новостей