Каждое новое появление российского дирижера Владимира Юровского на концертных площадках мира всегда обещает что-то неожиданное и экспериментальное. Вот и новый проект маэстро с Российским национальным оркестром оправдал самые разные ожидания слушательской аудитории.
Обратиться к фаустовской теме рискованный шаг для любого музыканта. Тем более, что программа была составлена Владимиром Юровским с тем прагматичным расчетом, чтобы как можно полнее и содержательнее отразить воплощения образа доктора Фауста композиторами разных эпох.
Владимир Юровский: «Изначальный импульс, толчок к созданию этой программы это как раз факт 75-летия Альфреда Шнитке. Его опера «История доктора Иоганна Фауста» никогда не исполнялась в России. Исполнялась только «Фауст-кантата», написанная раньше, которая изначально предполагалась, как третий акт будущей оперы. Очень хотелось это сочинение в год его 75-летия на родине исполнить. Ну а скомпоновал я программу таким образом, чтобы было у нас несколько взглядов на проблематику Фауста, с одной стороны. То есть у нас и литературных получилось подоплек целых четыре Фауст Гетте, Фауст Ленау, Фауст Пушкина в опере Андрея Семенова, и у нас есть народная книга о Фаусте 16 века это основа оперы Шнитке. С другой стороны мне хотелось показать Шнитке в контексте его композиторов-предшественников Листа и Вагнера. Потому что Шнитке все-таки часть немецкой музыкальной традиции, и даже в большей степени, чем русской. Показать хотя бы одного композитора современного, которого можно считать в чем-то последователем Шнитке».
Среди романтических произведений первого отделения концерта надо сказать о ранней увертюре «Фауст» Рихарда Вагнера и двух симфонических фрагментах Ференца Листа «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке», больше известный как первый «Мефисто-вальс».
В продолжение программы первого отделения концерта прозвучала мировая премьера короткометражной оперы Андрея Семенова «Фауст в аду». За основу либретто этого сочинения композитор взял текст из незавершенной пьесы Александра Пушкина. И надо сказать, в этой музыке очень сильно влияние Альфреда Шнитке. Такая, казалось бы, парадоксальность вполне закономерна.
Безусловно, главным стержнем программы стала российская премьера оперы «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке. После почти скандального исполнения «Фауст-кантаты» в середине 80-х годов прошлого века, сегодня уже иное восприятие музыки Альфреда Шнитке. Его произведения исполняются ежедневно в разных уголках земного шара. И все-таки после гамбургской премьеры оперы «История доктора Иоганна Фауста» в 1995-м году со значительными купюрами третье московское исполнение после Лондона можно считать вторым российским рождением масштабного труда Шнитке.
Владимир Юровский пригласил в Москву интернациональную команду блестящих солистов: немецкое меццо-сопрано Урсулу Хессе фон ден Штайнен в партии Мефистофельши, британских певцов контратенора Эндрю Уоттса в роли Мефистофеля и баса Стивена Ричардсона в роли Доктора Иоганна Фауста. Неотъемлемый участник действа великолепный хор Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина.
Альфред Шнитке удивительно тонко чувствовал стиль той далекой немецкой эпохи, может быть, благодаря своим предкам. Во всяком случае, замечает сам Шнитке, «власть темных чар» окутывала его все время, когда он писал о Мефистофеле и Фаусте.
Наследник семейных музыкальных традиций Владимир Юровский уже третий год возглавляет Лондонский филармонический оркестр. Пристрастие дирижера к разным сферам музыкального искусства очевидны. Ежегодно Владимир Юровский устраивает в английской столице тематический фестиваль, посвященный определенным композиторам. Героем этого года стал Альфред Шнитке, чье 75-летие отмечалось осенью. Фестиваль Альфреда Шнитке в Лондоне это крупная и беспрецедентная акция, идейными вдохновителями которой выступили Владимир Юровский и директор Шнитке-центра Лондонского университета Александр Ивашкин. Программу московского концерта, по словам Владимира Юровского, можно смело считать продолжением лондонского марафона музыки Шнитке.
Владимир Юровский: «Мы представили не просто несколько сочинений, мы представили целый пласт творчества Шнитке и камерную музыку, и симфоническую музыку, и оперу, и балет, музыку кино, музыку к театру. Были научные симпозиумы, доклады, были какие-то мировые премьеры, показы фильмов все это буквально в течение трех недель при участии Лондонского филармонического оркестра, в котором я работаю, при участии Королевского музыкального колледжа (эквивалент нашей консерватории).
Мы придумали два названия «Между двух миров» и второе название марафона Шнитке, который прошел в одно из воскресений, который начался утром и закончился поздно ночью «В лабиринте Альфреда Шнитке». Почему «Между двух миров»? Потому что Шнитке всегда был существом между двумя мирами человек русской и немецкой культуры в равной степени. Еврей в миру, немец в России и русский в Германии. Для меня Шнитке это уникальный конгломерат сплав русского и немецкого в мировой музыкальной культуре, второго такого примера нет».
«Танго смерти» яростное воплощение зла безусловно, одна из кульминационных вершин произведения. Шокирующее глиссандо валторн, эпатажные струнные в сочетании с обольстительным пением в микрофон Урсулы Хессе фон ден Штайнен повергли многих слушателей в оцепенение.
Владимир Юровский мечтает вообще о театральной постановке оперы Шнитке «История доктора Иоганна Фауста». По словам дирижера, пространство любого концертного зала не позволяет исчерпывающего сценического решения этого сочинения, у которого большое будущее.