Киномузыка
Из наиболее ярких музыкальных номеров, написанных Стивеном Сондхаймом для различных мюзиклов, составлено несколько ревю: «Рядом с Сондхаймом» («Side by Side by Sondheim», 1976 г), «Женись на мне немножко» («Marry Me a Little», 1980 г), «Складывая вместе» («Putting It Together», 1992 г).
Кроме мюзиклов, Сондхаймом написана музыка и песни к ряду кинофильмов: «Ставиский» («Stavisky», 1974 г; в главной роли Ж.-П. Бельмондо), «Семипроцентный раствор» («The Seven Percent Solution», 1976 г), «Красные» («Reds», 1981 г), «Дик Трейси» («Dick Tracy», 1990 г; в ролях Мадонна, Мэнди Патинкин), «Клетка для птиц» («The Birdcage», 1996 г). А к фильму «The Last of Sheila» (1973 г.) Сондхаймом совместно с Энтони Перкинсом (Anthony Perkins) был написан сценарий.
Новаторство
Для творчества Сондхайма характерны новаторство и революционность, проявляющиеся в постоянном поиске новых выразительных форм и экспериментировании с музыкальными стилями, текстами, сюжетами и ситуациями. Каждый его мюзикл расширяет рамки бродвейских шоу, начиная с сюжета и музыки и заканчивая текстами песен и диалогами. Так, перу Сондхайма принадлежат "мюзикл без сюжета" («Company»), "мюзикл без действующих лиц" («Pacific Overtures»), мюзикл, действие которого развивается во времени в обратном направлении («Merrily We Roll Along»).
Поиски новых форм не могли не отразиться и на музыкальном языке мастера. Композитор-драматург, Стивен Сондхайм рассматривает музыку и слово как средство рассказать историю и раскрыть характеры своих персонажей. Хотя Сондхайм никогда публично не критиковал своего антагониста, Эндрю Ллойд-Уэббера, о композиторах-мелодистах он высказывается достаточно определенно: «Они так хотят придать значимость тому, что сочиняют, что начинают с мелодий, вместо сюжета и образов».
Сами по себе, вне контекста, музыкальные темы Сондхайма, возможно, не поражают красотой мелодии и зачастую их даже непросто выделить из музыкальной ткани произведения, однако упрекнуть Стивена Сондхайма в отсутвии мелодического дара нельзя. Песни из его шоу «Being Alive», «Broadway Baby», «Send in the Clowns», «Loosing My Mind», «Not a Day Goes By» и др. стали бродвейскими стандартами.
Сложность музыки Сондхайма, а также провокационный для Бродвея характер многих используемых им сюжетов, по всей видимости, и являются причинами относительно небольшого коммерческого успеха его мюзиклов. Многие постановки на музыку Сондхайма были показаны на Бродвее всего по нескольку раз. Тем не менее, это не мешает композитору быть символом современного американского музыкального театра и служить ориентиром для тех, кто считает жанр мюзикла формой искусства, а не простым развлечением.
Награды
За долгую творческую жизнь Сондхайму присуждались многочисленные премии и награды. Среди них:
- Шесть наград «Тони» («Tony Award») за лучшую музыку к мюзиклам «Into the Woods», «Sweeney Todd», «A Little Night Music», «Follies», «Company», «Passion»;
- Восемь наград Нью-Йоркского Общества театральных критиков (New York Drama Critics Circle Awards) за мюзиклы «Into the Woods», «Sweeney Todd», «A Little Night Music», «Follies», «Company», «Passion», а также «Pacific Overtures» и «Sunday in the Park with George»;
- Пулитцеровская премия (Pulitzer Prize) за мюзикл «Sunday in the Park with George»;
- Национальная медаль за достижения в области искусства (National Medal of Arts Award);
- Высшая награда Японии (Praemium Imperiale) за достижения в области искусства;
- Награда Американского Общества композиторов, авторов и публицистов Ричарда Роджерса (ASCAP).
- Сондхайм является членом Совета Гильдии драматургов (Council of the Dramatist Guild). С 1973 по 1981 гг. он исполнял обязанности президента этой организации, а в 1983 году был избран в члены Американской Академии Искусств и Литературы (American Academy of Arts and Letters). В 1990 году композитор был назначен приглашенным профессором современного театра в Оксфордский университет, в 1993 году получил награду от Центра Кеннеди (Kennedy Center Honors).
Стивен Сондхайм активно поддерживает начинающих композиторов и либреттистов, работающих в жанре музыкального театра. Гранты Сондхайма в разное время получали такие молодые авторы, как Джонатан Ларсон (Jonathan Larson) за работы в музыкальном театре «Rent», «tick, tick BOOM!» и Адам Геттель (Adam Guettel) за работы «Floyd Collins», «Myths and Hymns».
Однажды Сондхайм поделился наблюдением, что на Бродвее каждые двадцать пять лет происходит смена поколений композиторов, поскольку за старыми музыкальными стилями приходят новые, и признался, что он сам удивлен, что даже в солидном возрасте продолжает писать музыку, интересную стольким людям. Нельзя отрицать, что на смену стилю Сондхайма в музыкальный театр приходит что-то новое, но можно не сомневаться, что творчество мастера еще долго не утратит своей актуальности, и каждая его работа будет открывать зрителям все новые грани жанра.