11 декабря 1803 года родился французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Он принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Паганини назвал его единственным достойным преемником Бетховена. Глинка - «первым композитором нашего века». Современники и друзья сравнивали его то с Рембрантом, то с Микеланджело. Но то были суждения одиночных ценителей. Прочного, длительного успеха Берлиозу при жизни завоевать не удалось. Он умер непонятым.
Сын врача, Гектор Берлиоз родился в провинциальном городке Кот-Сен-Андре 11 декабря 1803 года. Детство его совпало с годами величия и падения наполеоновской империи. Самые ранние музыкальные впечатления - треск барабанов и свистящее пение флейт, врывающиеся с улицы в открытое окно. Сам Гектор учился играть на флейте и гитаре.
В ноябре 1821 года Гектор Берлиоз приехал в Париж, ему предстояло изучать медицину (по семейным традициям сын наследует профессию отца). Однако он твердо решил стать музыкантом.
В 18261830 Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А.Рейхи. Будучи студентом консерватории, Берлиоз едва не потерял голову, влюбившись в актрису Гарриет Смитсон. Красавица-ирландка играла на сцене парижского театра «Одеон» в драмах Шекспира роли Офелии, Джульетты и Дездемоны. Любовь музыканта осталась без ответа, но была так сильна, что воплотилась в первое крупное произведение - "Фантастическую симфонию". Это не только личная исповедь, но и целая картина душевного мира человека, живущего в начале 20-х годов XIX века. Через несколько лет молодой композитор вновь встречается с Гарриет Смитсон, и на этот раз судьба благоволила ему: неприступная актриса стала его возлюбленной и женой.
Начиная с 1828 г., Берлиоз стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», он жил как стипендиат в Италии, из которой он, однако, вернулся через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Берлиоз привез с собой увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour а la vie», названное им «мелологом» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись в Париж в 1832 году, он занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью.
С 1834 г. положение Берлиоза в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником во вновь основанной музыкальной газете «Gazette musicale de Paris», a вслед за тем и в «Journal des Dеbats». Работая в этих изданиях до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьёзного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. членом Академии. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-68).
Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.