10 декабря день рождения выдающегося дирижера Юрия Хатуевича Темирканова. На сегодняшний день он один из лучших дирижеров мира. На западе его давно называют «русским Тосканини» и охотно приглашают на гастроли. А у нас в России метко сказал о Темирканове поэт Андрей Вознесенский. По его словам, Темирканов - «термоядерный дирижер».
И действительно, энергии «русского Тосканини» можно только позавидовать. Кроме того, о силе его таланта, о смелости его фантазии, о его обаянии и остроумии ходят легенды. Маленькое эссе о Темирканове Ростропович назвал словами «Душевный, легкий, замечательный». А Евгений Колобов, шутя, сказал, однажды, что когда на сцену выходит такой человек, то кажется, что он может вообще не дирижировать ведь его окружает особая аура, которая сама по себе оказывает магнетическое воздействие на зал.
«Если бы я не стал музыкантом, то сделался бы художником», - заметил однажды Юрий Хатуевич. В детстве он хорошо рисовал, и до сих пор иногда с удовольствием просматривает старые рисунки, любит запах масляных красок
От детских увлечений рисованием осталась не только любовь к живописи, но, по-видимому, и особый, свойственный именно художникам взгляд на мир. Говорят, что Темирканов умеет видеть ту музыку, которой он дирижирует. Может быть, именно поэтому в молодости ему хотелось ставить оперы, примерно десять лет он был дирижером и художественным руководителем Мариинского театра.
Темирканова иногда ругали за режиссуру. Колобов однажды признался, что ему хотелось бы закрыть занавес в «Евгении Онегине» и слушать только оркестр ведь настоящая режиссура Темирканова именно там. В то же время именно благодаря Темирканову театр со временем вышел на мировую арену.
По словам музыковеда Михаила Бялика, абрис прожитых Темиркановым лет очень четок и образует простую двухчастную форму. Первые полжизни подготовка к главному делу. Вторая половина служение ему. Грань между этими «разделами» ясная, она словно подчеркнута: в 1966 году Темирканов получил Первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров.
Юрий Хатуевич родился и вырос недалеко от Нальчика, по национальности он кабардинец. По его словам до семи лет он, скорее всего, вообще не видел ни одного музыкального инструмента. А потом в Нальчик приехал педагог-скрипач Валерий Дашков. «Как-то он пригласил нас с братом к себе, - рассказывает дирижер, - и спросил, хотим ли мы учиться музыке. А на Кавказе просто не принято отвечать старшему не хочу!».
Так началась пора стремительных успехов. После окончания школы в Нальчике поступление в Ленинградскую консерваторию, победа на дирижерском конкурсе А затем работа в Мариинском театре и в оркестре Санкт-Петербургской филармонии. Театр поднимается до уровня мирового. Оркестру присваивают звание Заслуженного коллектива республики.
Уловить темиркановский стиль дирижирования непросто. Говорят, что у него своя манера для каждой партитуры. Но насмешлив маэстро или трагичен жест его всегда красив, точен, понятен. Однажды Темирканов сравнил дирижерскую жестикуляцию с языком глухонемых: ведь дирижер так же, как и они, все объясняет «на пальцах»!
Что же он любит объяснять? Когда он возглавил оркестр в Санкт-Петербурге, говорили, что наступил «репертуарный взрыв»: афиши запестрели множеством незнакомых публике сочинений. Однако не исчез и знакомый «старый» репертуар. Вскоре стало понятно: у этого дирижера нет постоянных предпочтений. Есть только одна особенность: все, что он играет, оказывается актуальным и интересным.