12 декабря в Большом зале консерватории Московский камерный оркестр «Musica Viva» посвящает свое выступление юбилею культового британского дирижера, легендарного мастера в области исторического исполнительства сэра Роджера Норрингтона (Великобритания).
Третий приезд в Москву сэра Роджера Норрингтона станет особым событием: камерный оркестр «Musica viva» (эксклюзивный партнер маэстро в России) предоставил юбиляру карт-бланш. Сэр Норрингтон остановил свой выбор на том произведении, собственную трактовку которого он давно мечтал «проверить российским ухом» Шестой симфонии П.И.Чайковского.
Идея исторически корректного исполнения симфоний XIX столетия фирменное «ноу-хау» Роджера Норрингтона: он начал исследование симфонической практики с Бетховена, а затем, собрав множество призов в Великобритании, Германии, Бельгии и США и стяжав в музыкальных кругах репутацию эталонного исполнителя бетховенских симфоний, переключился на записи Гайдна, Моцарта, а также мастеров XIX столетия Берлиоза, Вебера, Шуберта, Мендельсона, Россини, Шумана, Брамса, Вагнера, Брукнера, Сметаны. Работа Норрингтона над партитурами, звуком, составом оркестра, его размещением и оркестровым стилем, способствовала новому, подчас эпатирующему своей смелостью, осмыслению музыки XVIII-XIX столетий и была высоко оценена современниками.
«Я уже сделал запись Чайковского со Штутгартским оркестром. Звучит замечательно», заявил маэстро Норрингтон два года назад, в свой предыдущий приезд в Москву. «Сейчас уже забыли, что раньше все оркестры в мире играли только так без вибрато. Лишь в 1940 году появился первый диск Венского оркестра, где струнные играют на вибрато. Например, при Чайковском в России вибрато вообще не играли, так же как и в Америке, в Англии, во Франции» (Российская газета). Пересмотру подвергнется также состав оркестра во времена Чайковского куда более скромный, чем сегодня (что касается главным образом численности струнной группы).
В том же исполнительском стиле предстанет перед московской публикой Первый фортепианный концерт Иоганнеса Брамса, в котором сольную партию исполнит еще один известный «аутентист», профессор Московской консерватории, пианист Алексей Любимов. Его по праву называют одним из самых разносторонних и образованных музыкантов современности, чьи интересы простираются далеко за пределы музыки, охватывая самые разные области культуры и искусства.
«Огромное количество впитываемых им музыкальных, литературных, философских познаний, пройдя через индивидуальность этого музыканта, переплавляется в драгоценный сплав глубины и простоты... С одной стороны, поражает многочисленность оживающих под его пальцами и проникающихся субъективной выразительностью деталей... С другой стороны, удивляет объективная гармоничность возникающего целого, ибо не только «дух», но и «буква» стиля соблюдены» (Альфред Шнитке).