8 декабря в БЗК Ансамбль Марка Пекарского представит концерт «Территория кич» оригинального проекта «Музыкальные ландшафты».
Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского
В программе первого отделения:
Прокофьев Пекарский, «Джульетта-барышня»;
Александр Мосолов, «Четыре газетных объявления». Транскрипция для камерного ансамбля Эдисона Денисова (1981); версия для сопрано и ударных М. Пекарского (2007);
Владимир Мартынов, «Некоторые распоряжения для фортепиано, чтеца и вибрафона»;
Георгий Пелецис, «Цветущий жасмин» для скрипки, вибрафона и камерного оркестра;
Павел Карманов, «Душа моя» для голоса и ансамбля.
В перерыве - прослушивание песен из репертуара «Битлз» в исполнении Кетти Бербериан.
В программе второго отделения:
Павел Карманов, «Песнь о любви» для фортепиано, препарированного фортепиано, чтеца и ударных;
Рославец, Попурри-фантазия на темы популярных советских песен для ксилофона и фортепиано;
Владимир Мартынов, «Разговор об отсутствии поэзии и музыки»;
Марк Пекарский, «Танго для ансамбля ударных».
В концерте принимают участие:
Алиса Гицба (сопрано)
Владимир Мартынов (фортепиано)
Артур Гирский (скрипка, США)
Марина Катаржнова (скрипка)
Павел Карманов (клавишные)
Григорий Кротенко (контрабас)
Иван Бушуев (флейта, фортепиано)
Пресс-релиз о концерте:
Признаюсь, задача рассказать о киче не из лёгких. Попробуйте кратко и точно определить значение, назначение и смысл этого термина! Умные мысли умных людей, увы, не проливают света на проблему. Судите сами:
«Китч механистичен и действует по формулам. Китч это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч воплощение всего несущественного в современной жизни». Это из «Авангарда и китча» Клемента Гринберга (1939).
В 1998 году вышла работа Одда Нердрума «Китч трудный выбор». «Китч, говорит он, это страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство решающий критерий качества Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму».
И, наконец, Милан Кундера в книге «Невыносимая лёгкость бытия» (1984) «определяет» смысл этого художественного явления: «Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения всё, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо».
Всё умно и остроумно, но что же такое, этот самый кич?! Приведённые здесь цитаты, вроде бы, понятны, и слова всё больше знакомые, а проблема остаётся нерешённой, как была Да и правописание слова не узаконено, кто-то выводит его из немецкого языка и пишет китч (Kitsch). Из польского же пришёл совсем «упрощённый» вариант написания кич (от Сус поделка).
Пожалуй, определение, почерпнутое нами из Интернета (Википедия свободная энциклопедия), даёт какое-то представление об этом интереснейшем явлении: «Термин, имевший хождение в 1960 1970-е годы и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Кич это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нём должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий».
А вот согласно книге Кравченко А. И. «Культурология: Словарь» (М., Академический проект, 2000) «Кич (нем. Kitsch халтурить, создавать низкопробные произведения) это синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Термин возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности II половины XIX начала XX вв. Позже кич распространился на все сферы искусства: литературу, музыку, театр, архитектуру, кинематограф, телевидение. В 1960 1980-е годы предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича. Широкое распространение кич получил и в России.
В современном мире кич настолько распространен, что выделяются несколько его разновидностей. Ретрокич мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдалённо напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства кич, не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутнённого, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде».
Ну, вот, вроде бы и всё, найденное мною по поводу кича. Старался, как мог. А сейчас вам будет предложено наше представление об этом отнюдь неоднозначном явлении.
Слушайте и наслаждайтесь , кто, конечно, сможет
Марк Пекарский