1 декабря исполняется 280 лет со дня рождения известного итальянского композитора, дирижера и педагога Джузеппе Сарти. Он внес заметный вклад и в развитие русской музыкальной культуры, будучи придворным капельмейстером.
Джузеппе Сарти родился в семье ювелира - скрипача-любителя. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов Ф. Валлотти в Падуе и у знаменитого падре Мартини в Болонье. К 13 годам Сарти уже занял должность органиста в родном городе.
С 1752 года Сарти начал работать и в оперном театре. Его первая опера - «Помпей в Армении2 - была встречена с большим энтузиазмом, а вторая, написанная для Венеции, - «Король-пастух» - принесла ему настоящий триумф и славу. В том же 1753 году Сарти был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке. За годы пребывания в Копенгагене Сарти создал 24 оперы. Считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.
Наряду с сочинением Сарти занимался педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. итальянская антреприза потерпела крах, у композитора оказался крупный долг и в 1775 г. по приговору суда он вынужден был покинуть Данию.
В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии: с Венецией (1775-79), где он являлся директором женской консерватории, и с Миланом (1779-84), где Сартн был капельмейстером собора. Творчество композитора в этот период достигает европейской славы - его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона (среди них - "Деревенская ревность" - 1776, "Ахилл на Скиросе" - 1779, "Двое ссорятся - третий радуется" - 1782).
В 1784 году по приглашению Екатерины II Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с В. А. Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями. Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала "Дон-Жуана". Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.
Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра. Композиторские успехи Сарти в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Первые годи после своего приезда (1786-90) он провел на юге страны, находясь на службе у Г. Потемкина.
В 1790 г. Сарти вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с К. Каноббио и В. Пашкевичем он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории - "Начальное управление Олега" (1790). После смерти Екатерины Сарти написал к коронации Павла I торжественный хор, сохранив таким образом и при новом дворе свое привилегированное положение.
Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так называемого "петербургского камертона" (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом (1796). Акустические исследования Сарти сохраняли свое значение в течение почти 100 лет (лишь в 1885 г. в Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц).
В 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скончался в Берлине.