Монографический фестиваль памяти Мстислава Ростроповича проходил в дни с 19 по 20 ноября в Самаре. Обширный вклад Ростроповича в отечественную музыкальную культуру оценить невозможно. Очередная музыкальная акция художественного руководителя Мариинского театра всемирно известного дирижера Валерия Гергиева еще раз подтверждает необходимость такого явления как фестиваль Ростроповичу в Самаре.

Известно, что этот волжский город Мстислав Леопольдович неоднократно посещал как с концертами, так и с культурно-просветительскими целями. По инициативе губернатора Самарской области Владимира Артякова и маэстро Валерия Гергиева теперь на самарской земле ежегодно проходит этот уникальный в своем роде фестиваль.  Петербургский маэстро намерен ежегодно прерывать и без того свой сумасшедший гастрольный график, ради гуманитарного начала служения великой музыке и отдавая дань почтения русскому артисту.

Как заметил сам Валерий Гергиев: «В последние годы мы не так часто виделись с Мстиславом Леопольдовичем. Он редко выступал в России. Но именно в Самаре маэстро сделал большую работу – мировую премьеру «Видений Иоанна Грозного» Слонимского. Ему нравилось там работать, и мы решили, что именно в Самаре стоит затеять акцию, которая бы напомнила, сколько этот музыкант сделал для России».

Валерий Гергиев: «За свою огромную богатейшую творческую жизнь он исполнил сотни новых произведений. Ему посвящены десятки великих виолончельных концертов с оркестром, огромное количество произведений камерной музыки, сонат, трио. Я думаю, что он поднимал такие пласты и поднимал их первым. Весь фантастический творческий путь и пример Мстислава Ростроповича – это как тот маяк, которым, мне кажется, должны идти очень многие российские музыканты».

Одной из приоритетных составляющих фестиваля является исполнение музыки современных композиторов. Как известно, Ростропович охотно включал в программу своих выступлений живую классику, доказывая тем самым необходимость и востребованность  неизвестных опусов. Многие авторы посвятили Ростроповичу виолончельные концерты. На сей раз Гергиев сделал ставку на творчество Анри Дютийё (Henri Dutilleux), Альфреда Шнитке и Дмитрия Шостаковича, чья музыка представляла стержень нынешнего фестиваля.

 

 

За два дня в Самаре были даны три благотворительных концерта, свидетелями которых стали десятки людей: преподаватели, учащиеся, студенты, пенсионеры и ветераны. Почетные гости фестиваля – известные музыканты и деятели культуры: пианист Игнат Солженицын и вдова великого писателя Наталья Солженицына, а также известный альтист и дирижер Юрий Башмет. Он исполнил с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева Альтовый концерт Альфреда Шнитке в преддверии 75-летия со дня рождения композитора.

Юрий Башмет: «В моей жизни это – один из самых главных и больших подарков, который я получил. Этот концерт – последнее произведение перед инсультом его, когда он трое суток был в коме между жизнью и смертью. У нас с ним были очень доверительные отношения. Я его спросил: «Поскольку ты умер, но не умер – ты помнишь это время, вот эти три дня»? Он ответил: «Знаешь, лучше это не рассказывать – это ужасно, лучше не стану. Но единственное, что я могу тебе сказать – когда мы думаем, что это конец – это только начало». Вот я помню его фразу. Потом он помолчал и добавил: «Думаю, что эту болезнь я получил из-за этого концерта, потому что здесь я заглянул туда, куда человек не имеет право заглядывать». <…>

<…> Про Ростроповича вообще могу сказать, как их связь произошла. Я оказался в Париже у него дома в гостях. И со мной всегда в альте была аудиокассета с премьерой вот этого концерта (с премьерой из Амстердама). Я ему говорю: «Старик, давай я тебе поставлю гениальное произведение Шнитке»? Ну, мы выпивали, Галина Павловна пошла уже спать, там уже все разошлись, мы вдвоем остались. И пошли в такой маленький кабинетик, поставили эту кассету, и он расплакался. Просто расплакался. Я ему говорю: «Ну, так пусть он напишет виолончельный концерт для тебя». Он говорит: «Да нет, я с ним не знаком, и вообще…» Я говорю: «Ты вот сейчас напиши письмо, а я завтра лечу в Москву – я ему сам это передам со словами». Он написал письмо. Я ему все рассказал, Альфреду, дословно, как мы общались; и у них началась такая тесная дружба – и, как известно, там симфония, потом опера, и концерт второй…»

 

 

Заметный недостаток программы нынешнего музыкального форума – отсутствие виолончельных произведений. Похоже, Гергиева волновала больше дирижерская сфера. Впрочем, здесь вездесущего маэстро упрекать не за что. Напротив, неиссякаемой термоядерной энергии мариинского «шефа» подчинились покорные музыканты оркестра Мариинского театра. Так что масштаб программ был вполне оправдан.

20 ноября утром Гергиев продирижировал сочинениями Щедрина, Шостаковича, Мусоргского и Анри Дютийё. «Correspondances» («Корреспонденции») – именно так называется вокальный цикл 93-летнего французского мэтра. Это произведение с блеском исполнила очаровательная мариинская сопрано Анастасия Калагина.  Символично и то, что Анри Дютийё объединил в эту композицию мистические письма на слова Притвиндры Мукерджи, Ван Гога, Рильке и Александра Солженицына. Великий русский писатель хорошо знал творчество Мстислава Ростроповича, рассказывает Наталья Солженицына:

«Он его просто, можно сказать, спас в очень тяжелый период жизни, не в творчестве.  Он просто дал ему кров, в момент, когда его изгнали из Союза писателей, и вообще уже травля шла очень сильная. И Слава предложил ему свой кров. Александр Исаевич пишет в «Телёнке», что не помню, кто за всю жизнь сделал бы мне такой драгоценный подарок как Слава вот этим своим предложением.  Кроме того, они очень дружили. Они – очень разные. Несомненно, эта дружба была взаимообогащающей…»

 

Слева-направо: Игнат Солженицын, Наталья Солженицына, Валерий Гергиев

/фото Сергей Осьмачкин/

 

Помпезным неофольклорным аккордом фестиваля стал концерт для оркестра «Озорные частушки» Родиона Щедрина, который оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сыграл с абсолютной самоотдачей и небывалой яркостью. После этого путь питерских музыкантов пролегал на север в Ханты-Мансийск, где вечером тог же дня им предстоял еще один концерт. Откуда у музыкантов берутся силы, жизнестойкость, а главное сохранение артистического баланса, остается только догадываться.

21 ноября оркестр Мариинки ожидают жители Иркутска. Валерий Гергиев и Денис Мацуев проведут серию концертов для общественности байкальского региона. Ну а затем – длительный тур по городам Японии. Экстремальный режим гергиевской труппы до сих пор удивляет многих. Загадка, здесь отнюдь не в сумасшедшем количестве концертов, а в сохранении стабильности, которой так иногда не хватает.

 

>> Официальный сайт фестиваля

Вернуться к списку новостей